Светлов В. Современный балет. Издано при непосредственном участии Л.С.Бакста. Спб., 1911. Роскошно иллюстрированное издание. В издательском цельнотканевом переплете с золотым тиснением на передней крышке и корешке. Золотой обрез. Отличная сохранность.
Автор: Светлов В.
Год издания: 1911
Светлов В. Современный балет. Издано при непосредственном участии Л.С.Бакста. Спб., [издание Товарищества Р.Голике и А.Вильборг], 1911. [6], VIII, 134 с.; с иллюстрациями в тексте и 67 иллюстрациями на отдельных листах. 30,7 х 21 см. Роскошно иллюстрированное издание, отпечатанное на бумаге верже ручной выделки, ряд иллюстраций на отдельных листах отпечатан на других сортах высококачественной бумаги, лощеной или мелованной. Лучшая книга о балете, вышедшая до революции в России, не переиздавалась. В издательском цельнотканевом переплете с золотым тиснением на передней крышке и корешке. Золотой обрез. С двух сторон блок не обрезан. Экземпляр исключительной сохранности, что встречается очень редко.
Библиография: Международная книга, 3-332, 23-375, 54-758, 54-759, 58-763, 72-703, 72-704.
Книга, посвященная балету начала ХХ в. Это было время, когда он переживал бурный расцвет, особенно русский балет. В ней освещены наиболее существенные вехи и влияния, оказанные на балетное искусство конца XIX - начала ХХ в.в. величайшими танцорами, такими, как М.И.Петипа, Айседора Дункан. В это время происходит небывалый подъем русской школы балета. В Париже выступления российских танцоров начались с 1909 г. в рамках «Русских сезонов», организованных С.П.Дягилевым. В это время на сценах России и Европы выступали такие звезды мирового уровня, как А.Павлова, С.Федорова, В.Нежинский, М.Фокин, А.Дункан и др. Об этих творческих феноменах и их преемственности или взаимовлияниях рассказывается в книге. Представлены спектакли и творчество наиболее ярких мастеров, их роли, особенности пластики и драматического мастерства. Автор стремится выделить характерные черты современного балета, показать изменения и новые тенденции, которые он наблюдает и старается проанализировать. Последняя глава книги посвящена реакции французской критики на творчество российских мастеров балета, которое они смогли увидеть во время первого из «Русских сезонов».
В иллюстрациях, многие из которых выполнены в цвете, изображены декорации к спектаклям и эскизы костюмов, которые рисовали лучшие российские художники: Л.Бакст, А.Бенуа, Н.Рерих и др. Леон Бакст, являвшийся главным художником-оформителем «Русских сезонов» С.П.Дягилева, выполнил художественное оформление издания. Кроме многих иллюстраций, представляющих декорации и костюмы, портреты выдающихся деятелей балета, ему принадлежат заставки и концовки в книге, выполненные в технике гравюры на дереве. Все это придает изданию внутреннее художественное единство. Книга сочетает в себе лучшие черты художественного модерна и имеет разностороннее отношение к творчеству членов кружка «Мир искусства».
Валериан Яковлевич Светлов (Валерьян Ивченко; 1860-1934) - известный литератор, историк балета и театральный критик. Начал писать о балете после окончания военной службы в кавалерии на Кавказе. В 1910-1916 г.г. редактор журнала «Нива». Участвовал в организации первых «Русских сезонов». Валериан Светлов принадлежал к избранному кругу петербургских знатоков балета и имел одну из самых богатых балетных коллекций в России. После 1917 г. жил в Париже.