Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Святцы. Старая Тушка: типография Л.А.Гребнева, 7419 (1910/1911). Церковно-славянский язык. Издательский переплет: доски в коже с блинтовым и золотым тиснением на крышках и корешке, на корешке тиснено заглавие «Святцы». Отличная сохранность.

Автор: Без автора.
Год издания: 1910


Святцы. Старая Тушка: типография Л.А.Гребнева, 7419 (1910/1911). 152 л. 4о (22,3 х 17,6 см). Набор: 23 строки. Шрифт: 10 стр. - 65 мм. Церковно-славянский язык. Печать в две краски. Украшения: 14 заставок с 9 досок, 1 концовка. В издании 38 тетрадей по 4 листа. Сигнатуры в центре нижнего поля кириллическими цифрами на первом листе каждой тетради, тетради 37 и 38 с астериксами (*) справа от сигнатур. Издательский переплет: доски в коже с блинтовым и золотым тиснением на крышках и корешке, на корешке тиснено заглавие «Святцы». Отличная сохранность.


На л. 152 об. выходные данные: «Сия святая и богодухновенная книга, нарица // емая Часовникъ, напечатана бысть въ // царствующемъ граде Москве, въ царство благо // честиваго царя Алексия Михаиловича, при // святеишемъ Иосифе патриархе. // Ныне же препечатася съ онаго древлепечат // наго перевода, въ типографии Почаевскои. // Съ сего же напечатася первымъ тиснениемъ съ дополнениемъ двухъ каноновъ: на святую Пасху, и за всяко // прошение. И Соборника двою надесятимъ месяцемъ съ тро // пари и кондаки въ коемждо числе. Въ христианскои Типо // графии на Вятке, въ селе Тушке. В лето 7419 (1910/1911). / Въ похвалу и честь и славу, въ Троице слави // мому Богу, и пречистеи Богородице, и // всемъ святымъ, аминь».

Содержание: л. 1 – «ПОСЛЕДОВАНИЕ // церковнаго пения // и вселетнаго собрания, // От Месяца септеврия до месяца авгу // ста, по Уста // ву, иже во Иерусалиме святыя лавры. Преподобнаго и Богоно // снаго Отца нашего Савы Освященнаго»; л. 1 - 144об. - Святцы; л. 145 – 146 «БОГОРОДИЧНЫ И КРЕСТОБОГОРОДИЧНЫ»; л. 146об. - 148. – «Пасхалия зрячая» (начинается 1911/1912 г.); л. 148об. – 152. – «Лунное течение»; л. 152об. - выходные сведения.

Судя по выходным данным, книга является новым изданием Часовника, вышедшего в Москве при царе Алексее Михайловиче и святейшем патриархе Иосифе, и переизданного старообрядцами в конце XVIII – начале XIX вв. с указанием в качестве места печати Почаевской типографии. Л.А.Гребнев включил в свое издание ряд дополнений - два канона: на святую Пасху и за всяко прошение, а также «Соборник двою надесятим месяцем с тропари и кондаки в коемждо числе» (Святцы).

Тексты Часовника и канонов отсутствуют, при этом видимых утрат листов экземпляра нет, что говорит о том, что экземпляр полный. В выходных данных представленная в экземпляре часть книги называется: «Соборник двою надесятимъ месяцемъ …», что, очевидно, исключает типографский брак в тексте выхода. Остается предположить, что тексты Часовника и канонов могли выходить самостоятельной частью, иметь свой счет листов и переплетаться отдельно, а могли по каким-то причинам не выйти вовсе. Судя по тому, что сигнатуры тетрадей 37 и 38 выделены астериксами, возможно, эти две тетради печатались отдельно и предназначались, как для Часовника, выходившего самостоятельно, так и для Святцев, при этом выходные данные для обеих книг были одними.

Лука Арефьевич Гребнев (1867-1932) – выдающийся старообрядец-федосеевец юга Вятской губернии, личность разносторонне одаренная, сочетавшая в себе издателя, гравера и иконописца, переплетчика и оформителя рукописных книг, знатока крюкового пения, проповедника и духовного писателя. Л.А.Гребнев первым из земляков пробует силы в фотографии, что чрезвычайно необычно для староверов-поморцев, часто отказывавшихся фотографироваться вплоть до последней трети ХХ в.

По данным крупнейшего отечественного библиофила М.И.Чуванова, собравшего уникальную коллекцию старопечатных книг XVI—XVII веков, старообрядческие тайные типографии появляются в Уржумском уезде Вятской губернии еще с 1870-х гг. В их атмосфере и рос Л.А.Гребнев. Он учился издательскому и художественному делу в Москве у известных старообрядческих издателей. Организуя собственную типографию, Л.А.Гребнев купил необходимые материалы, заказал в мастерской гравера Н.А.Ермолова по собственным образцам шрифты и клише книжных заставок. В 1899 г. он организовал в родной деревне Дергачи тайную типографию. Первый оттиск сошел с ее станка в конце 1899 г. В это время Л.А.гребнев печатал на своих книгах ложные выходные данные, часто указывая в качестве места издания Почаев.

В 1908 г. Л.А.Гребнев основал новую типографию, уже легальную, в селе Старая Тушка Малмыжского уезда той же губернии, которая была единственной в своем роде типографией старообрядцев-федосеевцев на Вятской земле. Заведение именовалось «Типография христиан древлеправославно-кафолического вероисповедания и благочестия» и помещалось в двухэтажном деревянном доме. Шрифты и многие элементы украшений изготовлял сам Гребнев. Они отличаются интересным орнаментом и создают индивидуальное лицо гребневских изданий.

Продукция типографии была разнообразна, но особое предпочтение Л.А.Гребнев отдавал книгам учебного характера. Первым изданием новой типографии в 1909 г. была «Азбука», вышедшая тиражом 4000 экземпляров. Она использовалась для обучения детей староверов в школе, созданной в Старой Тушке. Тысячными тиражами печатались Псалтырь, различные каноны, Панихидники, Часовники; вышли книги: «Скитское покаяние», «Поморские ответы», «О посте отшельника», «Аптека духовная», «Беседы о таинстве брака» и др. Неоднократно выходили в типографии Л.А.Гребнева листы «Целебника», поздравительные открытки с изображением «райских» птиц Алконоста и Сирина.

Книги из типографии Л.А.Гребнева можно было купить в магазинах Москвы, Петербурга, Казани. В 1915 г. Лука Арефьевич практически перестал заниматься книгопечатанием. В августе 1917 г. его как старосту старообрядческой общины избирали делегатом на проходивший в Москве Всероссийский съезд поморцев.

После закрытия типографии в 1918 г. Л.А.Гребнев занялся иконописью, литьем складней, крестов и колокольчиков. В начале 1930-х гг. был репрессирован: первый раз арестован летом или осенью 1931 г., освобожден после месячного содержания в тюрьме, но уже 14 мая 1932 г. вновь арестован и обвинен в создании контрреволюционной организации старообрядцев. Л.А.Гребнев умер в Котласе по пути следования на поселение.