Тареев М.М. Основы христианства. [Система религиозной мысли]. 4 тома. Сергиев Посад, 1908. В четырех современных полукожаных переплетах. Отличная сохранность.
Автор: Тареев М.М.
Год издания: 1908
Тареев М.М., проф. Основы христианства. [Система религиозной мысли]. 4 тома. Сергиев Посад, типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1908. 22,3 х 15,2 см. В четырех современных полукожаных переплетах. Отличная сохранность.
Том 1. Христос. [1. Уничижение Христа. 2. Философия евангельской истории]. Второе издание. 369 с.
Том 2. Евангелие. [Вера и жизнь по Евангелию]. Второе издание. 367 с.
Том 3. Христианское мировоззрение. [1. Цель и смысл жизни. 2. Искушения Христа в связи с историею дохристианских религий и христианской церкви]. Третье издание. 319 с.
Том 4. Христианская свобода. [1. Истина и символы в области духа. 2. Христианская проблема и русская религиозная мысль]. Второе издание. 423 с.
Михаил Михайлович Тареев (1867-1934) - выдающийся русский религиозный философ, богослов, писатель, профессор Московской духовной академии. В 1892 г. защитил магистерскую диссертацию на тему «Искушение Богочеловека как единый искупительный подвиг всей земной жизни Христа в связи с историей дохристианских религий и христианской Церкви». В 1903 г. написал докторскую диссертацию «Философия Евангельской истории. Жизнь Иисуса Христа - слава Божия». Будучи глубоко православным человеком, он смело высказывал взгляды, которые не были общепринятыми, за что подвергался нападкам со стороны догматиков. Одна из главных областей интереса М.М.Тареева - христианская этика. Философ выступал за оживление жизни приходов посредством более активного участия в ней мирян.
«Основы христианства» - собрание важнейших произведений М.М.Тареева, написанных и изданных в разное время по отдельности. Книга стала итогом 20 лет интенсивной работы. Так, здесь представлены выводы двух его диссертаций и основные мировоззренческие идеи, опубликованные в других трудах, некоторые из которых были отмечены Макариевской премией. По мнению философа, пришло время синтеза, сведения взглядов на ключевые проблемы богословия и христианской этики в единую законченную систему религиозной мысли. Автор представил в этом собрании своих трудов глубоко личное видение христианства, свое собственное религиозное мировоззрение, которое было далеко от распространенных в обществе взглядов. Философ считал самоценным субъективный метод познания трансцендентного, опирающийся на личную интуицию и индивидуальный духовный опыт.
Учение о субъективном методе складывалось у М.М.Тареева под влиянием взглядов Г.Риккерта, А.Бергсона и Н.О.Лосского. Теорию христианского познания М.М.Тареев строил, исходя из противопоставления духовной жизни и естества. Философ считал, что естество человека - это, в том числе, божественное начало. Благодаря своей божественной природе человек способен преображать реальность. Естественная природа человека - «плоть» (сфера которой - культура), не имеет ничего общего с духом. Жизнь мирская и жизнь духовная обладают каждая собственной свободой, протекают по своим законам, идут параллельными путями. Основой христианской философии должно быть Слово Божие, из которого с помощью субъективного метода извлекается мистическое содержание.