Таубе М.Ф., барон. Современный спиритизм. Пг., 1909. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.
Автор: Таубе М.Ф.
Год издания: 1909
Таубе М.Ф., барон. Современный спиритизм. Пг., 1909. 1-106, [2], 107-241 с.; с иллюстрациями в тексте и 2 иллюстрациями на отдельных листах. 22,6 х 15 см. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.
Спиритизм был весьма популярен в России в конце XIX в. – начале ХХ в. Членами оккультных кружков и участниками спиритических сеансов были выдающийся химик профессор Бутлеров, философ Владимир Соловьев, журналист Н.А.Аксаков, поэт Андрей Белый, писатели-обэриуты Д.Хармс, А.Введенский и многие другие. Французский лидер розенкрейцерства, большой специалист одновременно в области медицины и магии доктор Папюс практиковал спиритические сеансы при русском дворе и лечил членов царской семьи. Спиритизм стремился опираться на разум и обращался к тем вопросам мирового бытия, где наука была и пока остается бессильна. Опираясь на научные знания, он паразитировал на различных религиозных доктринах, заимствовал оккультные практики из восточных религий, разрушая «истинную веру».
Михаил Фердинандович фон-Таубе (1855-1924) - эстляндский барон, потомок тевтонских рыцарей, радикальный русский националист и правый монархист, член Главного Совета Союза русского народа. Закончил Институт инженеров путей сообщения, где затем преподавал математику. Помимо этого углубленно занимался философией, как публицист выступал на темы русского самосознания, чистоты национального языка, был большим поклонником взглядов славянофилов. В начале XX в. М.Ф.Таубе получил известность как один из выдающихся теоретиков неославянофильства и автор работ по истории русской самобытной мысли: «Несколько слов о Хомякове и его научно-философской школе, именуемой славянофильством», «Дуализм Запада и триединство Востока», «Триединство, как основа соборности и духовности», «Три столпа русского самобытного просвещения прошлого столетия: Хомяков, Достоевский и епископ Феофан, затворник Вышенский», и др. Наибольшее значение имели его работы по проблемам логики и теории познания. После 1917 г. остался в России. В 1919 г. читал лекции в братстве Св.Софии в Петрограде и богословских кружках. В последние годы жизни организовал кружок православной интеллигенции, который собирался раз в две недели у него дома на Английском проспекте, 38. Кружок продолжал существовать до 1928 г., когда был разгромлен чекистами.
Книга «Современный спиритизм» посвящена разоблачению спиритических учений, адептов которых автор причисляет к мистическому масонству. Своей задачей М.Ф.Таубе ставит научно опровергнуть доктрину спиритизма, полную несостоятельности основных положений, главным из которых был тезис о реинкарнации, доказать ее еретический и антихристианский характер. Для своих критических изысканий автор использует тексты центральных произведений спиритизма, работы философов, в которых отражаются и обосновываются соответствующие концепции.
М.Ф.Таубе рассматривает спиритизм и все связанные с ним философские направления и практики с точек зрений науки, психологии и христианской догматики. Он раскрывает собственно догматику спиритизма, используя тексты Аллана Кардера, родоначальника этого учения, организовавшего секты на основе своей доктрины. Книга содержит немало объективной и ценной информации о спиритизме, его истории в Европе и в России, об основных положениях этого религиозно-этического учения. Автор делает любопытные социологические наблюдения о состоянии общества и его религиозных институтов, спокойную жизнь которых спиритизм смог основательно встряхнуть. Анализируются различные мистические концепции и доктрины, в том числе взгляды Владимира Соловьева, учение каббалы, проблемы мистицизма. Представлена психология спиритизма, его философия и практика. Большое внимание уделено источникам оккультизма и спиритизма, среди которых достойное место занимают и отдельные новозаветные тексты, и произведения некоторых отцов церкви, прочитанные особым образом. Подходя к мистицизму с точки зрения христианской философии, автор активно использует взгляды А.С.Хомякова и Феофана Затворника, а также достижения высшей математики и логики для критики мистических учений.