Тенишева М.К., кн. Эмаль и инкрустация. Прага, 1930. Первое издание. В иллюстрированной издательской обложке работы И.Я.Билибина и в современном художественном футляре. Отличная сохранность. Тираж 300 экз. Редкость.
Автор: Тенишева М.К.
Год издания: 1930
Тенишева М.К., кн. Эмаль и инкрустация. Прага, 1930. [2], 116 с.; 42 л. илл. 27 х 20 см. Первое издание. В иллюстрированной издательской обложке работы И.Я.Билибина и в современном художественном футляре. Отличная сохранность. Тираж 300 экз. Редкость.
М.К.Тенишева была одним из первых и необычайно одаренных художников-эмальеров своего времени. Предметом ее особого интереса служило забытое искусство выемчатой эмали, в котором она достигла большого совершенства. Одной из задач основанных княгиней художественных мастерских в Талашкино была помощь в народном производстве финифтей и восстановлении древнего эмалевого мастерства, служившего для украшения знаков царского и патриаршего достоинства и предметов повседневного обихода. Благодаря трудам М.К.Тенишевой совместно с художником Жакеном были разработаны и получены более 200 тонов непрозрачной, опаковой эмали, восстановлен способ изготовления выемчатой эмали. Во Франции княгиня была избрана действительным членом Общества изящных искусств в Париже и членом Союза декоративно-прикладного искусства.
На протяжении многих лет М.К.Тенишева собирала материалы по истории эмали разных стран и народов, постепенно составляя общий обзор памятников эмалевого дела. Первый, неоконченный вариант работы, был представлен Совету Московского архивного института в 1916 г. в качестве диссертации, но погиб во время событий 1917 г. Тогда же была утрачена часть ценнейшего собрания эмали М.К.Тенишевой, хранившееся в одном из московских банков. После смерти княгини среди оставленных ею бумаг и черновиков была найдена черновая рукопись, объединявшая большое количество выписок и заметок об истории и технике эмалевого дела. К рукописи прилагались фотографии утраченной коллекции княгини и сохранившихся образцов, собранные для иллюстрации издания.
Ближайший друг М.К.Тенишевой, княгиня Е.Святополк-Четвертинская передала сохранившую часть литературного наследия для разбора и последующей публикации в Семинарию им. Н.П.Кондакова, созданную в 1925 г. в Праге. Главной задачей Н.П.Кондакова и его учеников было изучение русского искусства, орнамента, истории античного быта и культуры. В оригинальный, хоть и не завершенный текст М.К.Тенишевой были внесены самые незначительные поправки, носящие исключительно стилистический характер. Основная часть книги сохранена в нетронутом виде, хотя и носит неоконченный характер.
Для оформления обложки издания был приглашен выдающийся книжный художник Иван Яковлевич Билибин (1876-1942), член объединения «Мир искусства». Часть художественного опыта И.Я.Билибин получил под руководством И.Е.Репина в петербургской школе-мастерской, которая финансировалась М.К.Тенишевой. В обложке проявились узнаваемые черты его стиля: изящество узорного рисунка, сочетание яркой сказочности и лаконичности. Этот стиль получил название "билибинский" и, став известным, породил немало подражаний. Сам художник перенес его из иллюстраций к сказкам в журнальную и промышленную графику (открытки, рекламные плакаты, календари и др.), а также в политическую карикатуру, которой занимался в годы Первой русской революции. Использовал он его и в своих театральных работах. И.Билибину предпочитали заказывать декорации к спектаклям на темы русских сказок или русской старины. Он выполнил иллюстрации к русским народным сказкам "Царевна-лягушка", "Перышко Финиста-Ясна Сокола", "Василиса Прекрасная", "Марья Моревна", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", к сказкам А. С. Пушкина - "Сказка о царе Салтане"(1904-1905), "Сказка о золотом петушке"(1906-1907), "Сказка о рыбаке и рыбке"(1939) и многим другим.
Мария Клавдиевна Тенишева (1867-1928)- художник, меценат и общественный деятель. Изучала живопись в Петербурге и Париже, была ученицей А.Н.Бенуа. Была замужем за князем Тенишевым, которому принадлежал машиностроительный завод в Брянске. На средства мужа финансировала художественные школы в Петербурге и Смоленске, создала музей народного искусства, поддерживала журнал «Мир искусства». Совместно с Е.К.Святополк-Четвертинской организовала в Талашкино Смоленской губернии идейное имение, основой которого стало возрождение традиционной народной художественной культуры и просвещение. На рубеже веков Талашкино превратилось в духовный и культурный центр, аналогичный подмосковному Абрамцеву - местом встречи выдающихся деятелей культуры, вдохновленных идеей нового русского Возрождения. В 1894 г. Тенишевы купили рядом с Талашкино хутор Фленово, открыв там сельскохозяйственную школу с лучшими учителями и богатейшей библиотекой. В имении княгини гостили и работали В.Д.Поленов, В.М.Васнецов, М.В.Врубель, К.А.Коровин, В.А.Серов, Н.К.Рерих. Коллекция живописи М.К.Тенишевой стала украшением Русского музея.