Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Тенишева М.К., кн. Впечатления моей жизни. Париж, 1933. Первое издание. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Тенишева М.К., кн.
Год издания: 1933


Тенишева М.К., кн. Впечатления моей жизни. Париж, издание Русскаго Историко-Генеалогическаго Общества во Франции, 1933. III-XII, 5-506 с.; 1 л. портр. 21,4 х 13 см. Первое издание. До 1990-х г.г. книга не переиздавалась. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность. Редкость.


Мария Клавдиевна Тенишева (в девичестве Пятковская, до 1867-1928) - выдающийся культурный и общественный деятель, художник-эмальер, защитившая докторскую диссертацию по истории и технике эмали, педагог, меценат и коллекционер, женщина удивительной судьбы. Происходила М.К.Тенишева из дворянского рода, но была незаконнорожденной. Год ее рождения оставался точно неизвестен, однако ориентировочно родилась она между 1858 и 1867 г.г. М.К.Тенишева основала художественную студию в С.-Петербурге, Рисовальную школу и Музей русской старины в Смоленске. Музей не имел аналогов по замыслу и богатству собрания предметов древнего быта и ремесленного искусства. В начале ХХ века музей М.К.Тенишевой в Смоленске был единственным провинциальным музеем, имевшим общероссийское значение. Также ей были организованы уникальные Художественно-промышленные мастерские в усадьбе Талашкино и Училище художественных ремесел в г. Бежица, где преподавали выдающиеся художники и педагоги. Заветной мечтой М.К.Тенишевой было эмалевое дело, в котором ее ожидал огромный успех. Именно благодаря ее трудам и исканиям это умиравшее искусство было возрождено.

М.К.Пятковскую выдали замуж в 16 лет за молодого юриста Николаева. Брак мог не состояться из-за статуса невесты как незаконнорожденной, но жених проявил добрую волю. Брак этот был недолгий и несчастливый, муж был игрок, живший только своей страстью, со слабой волей и очень узкими интересами. Молодая женщина бежала от него в Париж, где несколько лет училась пению, обладая прекрасным природным «сопрано». В Париже в 1880-е г.г. творили импрессионисты, живой легендой был И.С.Тургенев, выступал с концертами А.Г.Рубинштейн. Мария Клавдиевна погрузилась в эту атмосферу свободного творчества и самообразования.

В 1892 г. она повторно вступила в брак с князем Вячеславом Николаевичем Тенишевым (1843-1903), инженером, крупным российским промышленником, ученым и меценатом. В 1893 г. они приобрели соседнее имение Талашкино, принадлежавшее Е.К.Святополк-Четвертинской, близкой подруге М.К.Тенишевой. Это имение с 1893 по 1914 г.г. благодаря усилиям М.К.Тенишевой и Е.К.Святополк-Четвертинской стало значительным центром российской художественной жизни, сопоставимым с Абрамцевым. Поставив цель возродить крестьянские художественные ремесла, М.К.Тенишева и приглашенные ею художники организовали учебные и художественно-промышленные мастерские. В Талашкине бывали и работали живописцы С.Малютин, М.Врубель, Н.Рерих, А.Бенуа, М.Нестеров, К.Коровин, И.Репин, скульптор П.Трубецкой, композиторы В.Андреев и И.Стравинский и др.

Судьба М.К.Тенишевой, рассказанная ею самой в настоящих воспоминаниях, чрезвычайно интересна с двух точек зрения. С одной стороны, это судьба женщины, вышедшей за рамки стереотипа о «женской доле», преодолевшей светские предрассудки. Она, как говорится, сделала себя сама, направила свою энергию и средства на изучение народного искусства и быта, на образование крестьян и подготовку уникальных мастеров, на собственные возвышенные увлечения. Ей было не привыкать двигаться против общего потока, отстаивать свои взгляды, добиваться поставленных целей, и она это делала непреклонно. Но главное, художественные и образовательные проекты М.К.Тенишевой оказались чрезвычайно актуальны для своего времени.

Ее деятельность была на острие развития русского искусства, показав художественные богатства крестьянских ремесел. Поэтому воспоминания М.К.Тенишевой чрезвычайно важны с этой точки зрения, как взгляд женщины-творца на собственную деятельность, на среду, сопротивление которой приходилось преодолевать, на выдающихся художников, меценатов и предпринимателей, которых волновали судьбы искусства. Это взгляд умный, свободный от старых авторитетов, ироничный, а часто и язвительный.

М.К.Тенишева рассказывает об обучении детей и молодых ремесленников в созданных ею училищах, о выставках и наиболее ярких культурных событиях того времени. Она знала лично и тесно общалась с большинством выдающихся русских художников своего времени, помогала материально многим нуждавшимся мастерам. М.К.Тенишева собрала богатые коллекции произведений станковой живописи, графики и акварели, декоративно-прикладного искусства и т.д., которые затем вошли в собрания крупнейших музеев. Она субсидировала совместно с С.И.Мамонтовым издание журнала «Мир искусства», материально поддерживала творческую деятельность А.Н.Бенуа, С.П.Дягилева и других выдающихся фигур «Серебряного века». Но самое главное в ее книге - это отражение личности самой М.К.Тенишевой, ее мировоззрения, противоречивой психологии, вкусов, а также художественной ситуации конца XIX - начала ХХ в.в.