Терновский С. Историческая записка о состоянии Казанской духовной Академии после ея преобразования. 1870-1892. Казань, 1892. В полукожаном переплете эпохи. Хорошая сохранность.
Автор: Терновский С.
Год издания: 1892
Терновский С. Историческая записка о состоянии Казанской духовной академии после ея преобразования: 1870-1892. Казань, типография Императорскаго университета, 1892. 652, VI с. 25,4 x 15,5 см. В полукожаном переплете эпохи. Хорошая сохранность.
Библиография: Международная книга, 44-353, 55-2580.
В издании отражены состав преподавателей по разным отделениям (богословскому, церковно-историческому, миссионерскому), состояние научной и педагогической работы в учебном заведении. Кроме того, уделено внимание занятиям наставников Академии – чтение лекций, защита научных степеней, участие в разных ученых комиссиях. Описаны научные труды и служебные заслуги профессоров Академии, в том числе таких известных деятелей, как А.Вадковский, архимандрит Никанор (Бровкович), П.А.Юнгеров, А.А.Дмитриевский. Из книги можно во всех подробностях узнать о студенческой учебной жизни: экзаменах, всевозможных испытаниях, курсовых сочинениях, социальном составе учащихся. В Казанской Духовной Академии было создано большое количество учебных руководств и пособий, которые были одобрены высшим духовно-училищным начальством и использовались во многих духовных учреждениях. В труде говорится обо всех актах, происходивших в Академии по тем или иным случаям за прошешие годы, составе правления учебного заведения, внутренней кадровой политике. При Академии выпускался богословский журнал «Православный Собеседник», благодаря которому можно было знакомиться с новейшими исследованиями и с современной жизнью Церкви. Труд С.Терновского – исчерпывающая история Казанской Духовной Академии в последней четверти XIX века.
Сергей Алексеевич Терновский - библеист и церковный историк. Окончил Киевскую Духовную Академию. В 1873 г. получил звание магистра богословия. В 1884-1893 г.г. преподавал еврейский язык и библейскую археологию в Казанской Духовной Академии. Удостоен степени доктора церковной истории. Состоял членом Православнаго Палестинского общества и редактором «Православнаго собеседника».
Казанская Духовная академия была основана в 1723 г. как архиерейская элементарная школа, в 1732 г. преобразована в семинарию по образцу Киевской Духовной академии. Для пополнения образования воспитанники Академии посещали университет. В 1818 г. Академия была закрыта, вновь возобновив свою работу в 1842 г. Отличительной чертой Казанской Духовной академии было преподавание турецко-татарского, арабского, монгольского и калмыцкого языков. Для развития миссионерства в Казанском крае студенты дополнительно к общему курсу еще изучали местные языки. Особенностью Казанской Духовной академии было наличие миссионерского отделения, на котором преподавались этнография, вероучение инородцев и миссионерская педагогика. В 1922 г. Академия была упразднена.