Тихомиров Е.А. Вечный календарь, содержащий в себе: Полнейшие святцы. - Четь-минеи. - Тропари, кондаки, величания и др. 2 тома. М., 1882. С автографом свящ. А.П.Суровцова. В двух современных полукожаных переплетах. Очень хорошая сохранность. Редкость.
Автор: Тихомиров Е.А.
Год издания: 1882
Тихомиров Е.А. Вечный календарь, содержащий в себе: Полнейшие святцы. - Четь-минеи. - Тропари, кондаки, величания и другия песнопения. - Богослужебныя отправления, церковныя чтения, круг подвижных (переходящих) дней и праздников Православной Церкви и проч. 2 тома. М., издание книгопродавца С.И.Леухина, 1882. Книга вышла в серии: «Церковь и ея служители: Настольное руководство для русскаго духовенства и православных христиан». 27,8 х 20,5 см. В двух современных полукожаных переплетах. Сохранены издательские обложки. Очень хорошая сохранность. На оборотах передних обложек томов дарственная надпись чернилами: «О. Павлу Александровичу Рукину на память по дедушке о. Альвиане Федоровиче Светлосонове от о. Александра Петровича Суровцова. 1893 года 9 апреля». Редкость.
Том 1. [4], 120, 82, 66, 66, 102, 100, [2], XI с., с илл.
Том 2. [2], 10, 9-120, 120, 104, 84, 100, 74, 56 с., с илл.
В книгу вошли полные Святцы. Она содержит под каждым днем памяти всех святых греческих, российских, славянских, грузинских, а также местно чтимых подвижников, подвижниц, и святых, упоминаемых в синаксарях греческих миней. Также в книге собраны жития святых. Кроме того, в нее вошли указания и заметки о богослужебных отправлениях во все значительные праздники, помещены тропари, кондаки, каноны и другие церковные песнопения. Автор-составитель обобщил в своем справочнике информацию, собранную в «Полном месяцеслове Востока» архимандрита Сергия, Четьих Минеях Димитрия Ростовского и в других сочинениях, посвященных почитанию святых и богослужебному уставу.
Книга была адресована преимущественно приходскому священству, написана простым и живым языком, далеким от академизма тех фундаментальных трудов, на которые опиралась. Содержание житий и структура богослужений излагались более кратко, четко и доступно выпускникам духовных училищ и семинарий. Тексты, приводимые на церковно-славянском языке, даются и в русском переводе. Также представлены краткие толкования смысла праздников. Публикуются разносторонние сведения по истории церкви, например, о том, как и почему развивался церковный календарь и менялось начало церковного года.
Особый интерес в книге представляют сведения о русских и местно чтимых святых, о просиявших святостью восточно-славянских князьях, поскольку они даются из различных исторических источников: летописей, житий, средневековых рукописных сборников и т.д. Автор включил в издание и поминания именин членов российской правящей династии. Книга содержит именной указатель, что значительно облегчает поиск текстов, посвященных святым, и дней их памяти.
Дарственная надпись принадлежит роду известных вологодских священников. Книга была подарена протоиерею Павлу Александровичу Рукину его тестем священником Зосимо-Савватиевской церкви Александром Петровичем Суровцовым в память об умершем деде последнего священнике А.Ф.Светлосонове. Дарственная надпись является автографом А.П.Суровцова.
Павел Александрович Рукин (ум. не ранее 1913 г.) - представитель вологодского рода священнослужителей. В 1880 г. он по первому разряду окончил Вологодское духовное училище, а в 1885 г. был выпущен из Церковно-исторического отделения Московской духовной академии со степенью кандидата богословия. П.А.Рукин преподавал гомилетику и связанные с нею предметы в Архангельской духовной семинарии, принял духовный сан, стал протоиереем в Зосимо-Савватиевской церкви Вологды, многие годы был преподавателем древних языков и Священной истории в Вологодском духовном училище. В 1886 г. он венчался с дочерью бывшего смотрителя Вологодского духовного училища о. Александра Петровича Суровцова Анной. Его поручителями во время таинства были Дмитрий Неклюдов и старший брат Павла Александр Александрович Рукин. С 1887 г. до ноября 1891 г. Павел Александрович был, кроме того, и делопроизводителем Вологодского православного братства во имя Всемилостивого Спаса, также он занимал ряд других общественных и духовных должностей. С 1887 г. в чине надворного советника П.А.Рукин исправлял должность помощника смотрителя Вологдского духовного училища. С 1891 г. он служил в церкви Казанской иконы Божьей матери на Торгу в Вологде. Награжден набедренником - 9 мая 1894 г., скуфьей - 6 сентября 1894 г., наперсным крестом и орденом св.Анны 3 ст. - 1902 г., 6 мая 1906 г. утвержден в чине коллежского асессора со старшинством.
Как и Павел, Александр Рукин окончил полный курс Вологодского духовного училища по 2-му разряду, принял монашество с именем Анастасий, стал иеромонахом, состоял секретарем при Вологодских епископах Израиле и Антонии; служил судовым священником на знаменитом крейсере «Аврора». 20 октября 1904 г. во время следования Второй Тихоокеанской эскадры по Северному морю по направлению на Дальний Восток произошел Гулльский инцидент, в ходе которого ночью одна часть русской эскадры по ошибке обстреляла другую часть, а также и британские рыболовецкие суда. Среди немногочисленных жертв инцидента оказался и А.А.Рукин. Ему снарядом оторвало руку и он скончался в частном госпитале в г.Танжере в Северной Африке.
Александр Петрович Суровцов (1832-1909) - священник Покровской-Козленской церкви с 1854 г., затем священник Зосимо-Савватиевской церкви в Вологде, также он носил фамилию Костицын, происходил из династии священников Флоро-Лаврской церкви вотчины Павлова монастыря в Грязовецком уезде.