Тихонравов Н.С. Памятники отреченной русской литературы. Собраны и изданы Николаем Тихонравовым. (Приложение к сочинению «Отреченныя книги древней России»). Тома 1-2. Спб., 1863. В одном полукожаном переплете эпохи. Отличная сохранность. Редкость.
Автор: Тихонравов Н.С.
Год издания: 1863
Тихонравов Н.С. Памятники отреченной русской литературы. Собраны и изданы Николаем Тихонравовым. (Приложение к сочинению «Отреченныя книги древней России»). Тома 1-2. Спб., 1863.
Том 1. Типография Товарищества «Общественная польза». [4], XII, 314 c.
Том 2. Университетская типография. [2], IV, 457 c. с илл. 24,7 x 16,3 см. В одном полукожаном переплете эпохи с золотым тиснением на корешке и слепым тиснением на крышках. Отличная сохранность. Представляет культурную и историческую ценность. Редкость.
Николай Саввич Тихонравов (1832 - 1893) - один из виднейших историков русской литературы, профессор (1871), декан историко-филологического факультета (1876), ректор Московского университета (1877), академик (1890). Выдающийся представитель культурно-исторической школы в литературоведении. Ученому принадлежит честь открытия и издания целого ряда ценнейших текстов, изменивших представления о русской литературе. Ученый доказал, что история литературы должна изучать всю массу словесных произведений, чтобы восстановить исторический ход литературы, умственное и нравственное состояние общества, уловить в произведениях слова постепенное развитие народного сознания.
К середине XIX в. на первый план в литературоведении начали выдвигаться произведения, не входившие в христианский канон – апокрифы, заговоры, гадательные и астрологические тексты, лечебники. Н.С.Тихонравов подчеркивал, что критическое изучение отдельных памятников апокрифической и отреченной литературы могло бы объяснить многие факты народной словесности и пролило бы неожиданный свет на идеологию старообрядческого движения. Апокрифы, кроме всего прочего, были любимым чтением Древней Руси. В них, как нигде, проявились широкие связи разных религиозно-культурных традиций - от индоиранских до иудео-христианских, прослеживается и влияние древних восточных культов.
С одной стороны, апокрифические сюжеты легче проникали в народ и имели там широкое распространение, с другой стороны, они были, в некотором роде, признаками «высокой учености», разносторонней начитанности средневекового книжника. На это указывает то, что списки многих текстов дошли до нас в рукописях из самых богатых и древних монастырских библиотек, где читать их было позволено далеко не всем.
Настоящая публикация Н.С.Тихонравова является классической и поныне сохраняет большую научную ценность. В нее вошли важнейшие образцы практически всех жанров неканонической литературы, охватывающих библейскую и новозаветную традиции. Ряд текстов представлен в нескольких редакциях и вариантах по древнейшим из сохранившихся списков. Литературные произведения воспроизводятся максимально близко к рукописным оригиналам. Первый том посвящен библейским апокрифам. Главными их героями либо «авторами», которым приписывались некоторые из этих текстов, были Адам, Енох, Ламех, Мельхиседек, Авраам, Моисей, Соломон. Они создавали почву для развития христианской мистики, представлений об устройстве горнего мира. Входили сюда и тексты, посвященные историческим сюжетам, например, «Повесть о пленении Иерусалима». Во втором томе помещены новозаветные апокрифы и тексты иных жанров. Особенно часто поднимаются здесь темы последних времен, Второго пришествия и Страшного суда. Среди опубликованных текстов особенно знамениты «Хождение Богородицы по мукам», «Слово Мефодия Патарского о царствии язык последних времен», «Прение Господне с диаволом» и ряд других. Представлены апокрифические «мучения» ряда святых, тексты, открывающие имена Бога и ангелов, «лживые» заговоры и молитвы, в том числе, для вызывания дождя, «зелейник», гадательные и предсказательные тексты, сочинения по астрологии и астрономии и т.д.
Издание подобных сборников затрудняла светская и церковная цензура, но настоящее собрание апокрифов и отреченных книг было допущено к печати ограниченным тиражом в силу своей научной значимости. Решение о печати было принято высшими церковными иерархами, которые сами являлись учеными и историками церкви, архимандритом Макарием и архимандритом Сергием.
Библиография: Н.Б. Русские книжные редкости: Опыт библиографического описания редких книг с указанием их ценности. М., 1902. № 618; Книгохранилище Сергея Рудольфовича Минцлова. Спб., 1913. № 1225.