Триодь цветная. М., Печатный двор, 1648. Орнамент: инициал, заставок 29 с 12 досок. В цельнокожаном переплете XIX века. Хорошая сохранность.
Автор: Без автора
Год издания: 1648
Триодь цветная. М., Печатный двор, 17.03.1648 (01.09.–17.03.7156). Алексей; Иосиф. Л.: 1 пустой, 1–127, 120(2)–123(2), 124–384, 384–478, 480–579 = 588 л. 29 x 18,2 см. Набор: 25 строк с колонтитулом. Шрифт: 10 строк = 90 мм. Орнамент: инициал 1; заставок 29 с 12 досок. Переплет XIX века: доски в коже со слепым тиснением (обклейка крышек и припереплетные листы бумаги фабричной выделки). Две застежки желтого металла с глазковым орнаментом, жуковины на нижей крышке. Хорошая сохранность: текст полный, нет пустого листа. В нижней части верхней крышки и корешка небольшая утрата кожи. Пятна воска на верхней крышке, царапины на крышках и корешке. На многих листах пятна воска (местами множественные - например, в службе Недели св. Пасхи), затерты нижние правые углы, л.1, 6, 9 и ряд других реставрированы бумагой, близкой бумаге припереплетных листов, с восстановлением текста в местах утрат. Нижний правый угол л. 234 утрачен. По нижнему полю л. 2-8 (чернилами) полууставом XVIII века русскими и латинскими буквами «siai Тreoд aлeксеai Stefanova дано szesдesait rublei».
Библиография: Зернова, 208.
Настоящие издание Триоди цветной вышло на Печатном дворе при патриархе Иосифе, последнем первосвятителе, перед началом эпохи раскола, который во многом спровоцировал своими деяниями его преемник - патриарх Никон. Книги, изданные при Иосифе, особенно ценятся старообрядцами, не признавшими последующих русских патриархов вплоть до упразднения самого института патриаршества Петром I. В первую очередь это касается литургических книг, которые впоследствии подверглись наиболее заметной справе.
Триодь цветная - одна из незаменимых литургических книг, используемых в православном богослужении. Она содержит последования для дней Пятидесятницы и седмицы Пятидесятницы. Начинается от первого дня Пасхи и доходит до недели Всех святых. Песнопения Триоди цветной - произведения, созданные многими церковными авторами, в основном древними и раннего Средневековья. Часть из них принадлежит Иоанну Дамаскину. Основные воспоминания цветной Триоди относятся к трем важнейшим событиям: Воскресению Христову, Вознесению Господню, сошествию Св. Духа на апостолов. Название "Триодь" (трипеснец) произошло от того, что сборники триодных последований заключают в себе, в том числе, каноны неполные, состоящие из трех песней.