Троицкий П.С. Церковь и государство в России: Отношение государства к церкви по воззрениям наиболее видных наших писателей и общественных деятелей. М., 1909. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность.
Автор: Троицкий П.С.
Год издания: 1909
Троицкий П.С. [Церковь и государство в России]: Отношение государства к церкви по воззрениям наиболее видных наших писателей и общественных деятелей. М., печатня А.И.Снегиревой, 1909. [2], 198, [2] с. 25,8 х 15,6 см. На обложку вынесено в качестве заглавия «Церковь и государство в России». Книга впоследствии не переиздавалась. Выходила ограниченным тиражом. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Очень хорошая сохранность. Реставрация правого нижнего угла обложки. На титуле дореволюционный владельческий штамп: «Библиотека А.А.Титова». (Богомолов С.И. Российский книжный знак 1700-1918 гг. М., 2004. С. 816).
Библиография: Международная книга, 65-1464.
Петр Семенович Троицкий (1883 – после 1945) - земский и церковный деятель, историк церкви, активный член партии кадетов, уроженец Костромской губернии, изучал историю и статистику родного края, окончил Московскую духовную академию.
Взаимоотношения церкви и государства – одна из ключевых проблем русской истории. Начиная с реформ патриарха Никона, государство стремилось утвердить высший авторитет светской власти и поставить церковь под свой контроль. Реформы Петра I серьезно пошатнули доверие к церкви и ее экономическую независимость. Кроме того, высшая аристократия все меньше питала уважения к религиозным догматам православия и представителям церковной иерархии. Государство через Святейший Синод контролировало практически все сферы деятельности церкви. Длительное время Синод возглавляли чиновники, в принципе скептически относившиеся к религии и, в особенности, к православию.
Потеря российским православием духовного авторитета болезненно переживалась и осмысливалась русскими писателями и философами XIX – начала ХХ в.в. Низкий уровень веры в народе констатировал В.Г.Белинский. Славянофилы обсуждали проблему свободы совести и вывода церкви из-под пяты государства. Большое внимание вопросам церкви и веры уделяли Ф.М.Достоевский, В.С.Соловьев, Л.Н.Толстой и многие другие.
Тема настоящей книги была чрезвычайно актуальна после 1905 г., когда были приняты законы о гражданских свободах, в том числе о свободе совести. С этого же года ведет свою историю первый российский парламент. Церковь готовила Поместный Собор, на котором должен был рассматриваться вопрос об отношении к государству. Поэтому П.С.Троицкий впервые исследует эту проблематику.
Автор рассмотрел развитие взаимоотношений государства и церкви в историческом и юридическом аспектах. Он полагал, что в отношении к церкви Российское государство является преемником Византийской империи. Показано взаимоотношение государства и церкви в Византии и наследование этой модели отношений в России. П.С.Троицкий анализирует ситуацию в России с XVI в. до начала XX в. Наибольшее внимание уделено критическому разбору взглядов на данный вопрос российских философов, историков, законоведов и писателей.
В литературе проблема отношения государства и церкви была поставлена славянофилами. Они впервые выдвинули идею мессианизма, которая нашла развитие в творчестве Ф.М.Достоевского. А завершением этой линии стало учение о всемирной теократии и теория «христианского государства» В.С.Соловьева. Антитезой воззрениям Владимира Соловьева стали размышления Льва Толстого на этот счет. Автор также анализирует взгляды русских ученых, специалистов по церковному каноническому праву, профессоров Ф.Бердникова, Суворова, Заозерского, Остроумова, Павлова, и работы правоведов государственной школы Коркунова, Победоносцева, Чичерина.
В практической части книги П.С.Троицкий сравнивает три законопроекта об отношении государства и церкви. Эти законопроекты в конце 1900-х г.г. разрабатывались российским правительством, Предсоборной комиссией Русской православной церкви и Партией конституционных демократов или партией «Народной свободы», как ее называет автор.
Экземпляр из библиотеки известного ученого, земского деятеля Ростово-Ярославской земли, собирателя и исследователя рукописей Андрея Александровича Титова (1844-1911). А.А.Титов был членом Библиографического общества при Московском университете и Московского археологического общества. Он был автором ряда книг и статей, посвященных истории, статистике, этнографии и археологии края. Ученый имел огромную личную библиотеку, значительную часть которой составляли древнерусские и старообрядческие рукописи. Большая коллекция рукописей была пожертвована им в Императорскую Публичную библиотеку.