Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

У горы Сионской. Мост через Терек в аул. Кисловодск, фотография Г.Раева, конец XIX века. Фотография, наклеенная на паспарту. Отличная сохранность.

Автор: Раев Г.
Год издания: 1898


У горы Сионской. Мост через Терек в аул. Кисловодск, фотография Г.Раева, конец XIX века. Фотография, наклеенная на паспарту. Размер снимка 12,4 х 16,6 см. Размер в паспарту 21,4 х 26,7 см. Отличная сохранность.


На фотографии изображена местность недалеко от селения Сиони, где проходит Военно-Грузинская дорога. Селение расположено в относительно широкой долине. Далее начинается подъем на Крестовый перевал. Его высота 2388 м. Здесь - наивысшая точка Военно-Грузинской дороги. Перевал увенчан каменным крестом. Этот крест видели проезжавшие в кибитках на перекладных Пушкин, Грибоедов, Лермонтов, Александр Дюма (отец).

По преданию, крест был воздвигнут царем Киром для распятия на нем непокорных скифов. В XI в. грузинский царь Давид Строитель, дед царицы Тамары, известный своими усилиями по упрочению политического единства и экономической мощи Грузии, много сделал для улучшения Военно-Грузинской дороги и восстановил крест на перевале. В 1824 г. по приказу генерала А.Л.Ермолова крест был установлен заново. В настоящее время он стоит на пьедестале из каменных глыб, скрепленных бетоном. На кресте сохранилась надпись: «Во славу Божию и в управление генерала от инфантерии Ермолова, поставлен приставом горских народов майором Канановым в 1824 г.».

Военно-Грузинская дорога (дословно «дорога Небесного ущелья») - историческое название дороги через Главный Кавказский хребет, соединяющей города Владикавказ и Тбилиси. Длина ее составляет 208 км. Дорога поднимается по долине реки Терек, пересекает Скалистый хребет по Дарьяльскому ущелью, затем по ущелью реки Байдарка поднимается к Крестовому перевалу, откуда спускается в долину реки Белая Арагви и по правобережью реки Кура подходит к Тбилиси.

Начало строительства русскими войсками Военно-Грузинской дороги было связано с подписанием в 1783 году Георгиевского трактата о протекторате России над Грузией. Одновременно была основана русская крепость Владикавказ. Дорога следует по древнему историческому пути, соединявшему Северный Кавказ и Закавказье через Дарьяльское ущелье. ?Постоянное сообщение по дороге было открыто в 1799 году. После присоединения Грузии к России в 1801 году началось строительство новой, улучшенной Военно-Грузинской дороги. В 1863 году дорожное полотно дороги было шоссировано. Военно-Грузинская дорога сыграла большую роль в развитии экономических связей между Россией и Закавказьем.

Известнейшего русского фотографа конца XIX – первой половины ХХ века Григория Ивановича Раева (1863-1957) с полным основанием можно назвать знатоком Кавказа. В 15-летнем возрасте Григорий пошел в обучение к пятигорскому мастеру «светописи» А.К.Энгелю и за пять лет постиг премудрости профессии. После этого Г.И.Раев сначала арендует, а вскоре и приобретает фотоателье А.К.Энгеля в Пятигорске. Ему подвластны все жанры: портреты, пейзажи, памятники архитектуры, виды и типы Кавказа. Он – организатор различных выставок, путешественник по Закавказью, Крыму, странам Европы и Азии. В России первое упоминание о нем в печати относится еще к 1898 году, когда газета «Новое время» поместила информацию о его прекрасных снимках Военно-Грузинской дороги. В Париже, Каире, Брюсселе на фотографических выставках Григорий Иванович получает золотые медали. В 1896 году Григория Ивановича пригласили в Лувр, где ему был вручен орден Почетного легиона и особый приз – «Золотой фотоаппарат». Среди посетителей его фотографического павильона – С.В.Рахманинов, Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, Н.А.Ярошенко.

Снимки Г.И.Раева послужили основой для издания более чем ста открыток с видами Кисловодска, Минеральных Вод, Пятигорска. Именно он первым из фотографов России запечатлел процесс становления железнодорожной сети на Кавказе. С 1911 года иллюстрированные открытки по фотографиям Раева печатаются и за рубежом.