|
Указатель правительственных распоряжений по Министерству путей сообщения и Вестник путей сообщения. № 1-15, 16/17, 18-41, 42/44, 45/46-49/50, 51, 52 - указатель. Спб., 1905. 30 х 22 см. Внутриведомственное периодическое издание. Годовой комплект. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность. Нет с. 71-72 и № 11 «Вестника путей сообщения». Типографские сбои в пагинации: после с. 36 - с. 39, после с. 336 - с. 347 (без утраты текста). На первом листе почти каждого номера стоит печать Канцелярии начальника Закавказской железной дороги с датами от 9 февраля 1905 г. до 30 января 1906 г., на листах много маргиналий чернилами, простым и цветными карандашами, не мешающих чтению; к ряду страниц подклеены документы, относящиеся к работе Канцелярии начальника ЗЖД.
С 1826 г. у Министерства путей сообщения появился свой ведомственный периодический печатный орган. Он неоднократно менял свое название и в период с 1876 по 1917 г.г. был разделен на официальную и неофициальную части. В 1905 г. части издания выходили еженедельно под заголовками: «Указатель правительственных распоряжений по Министерству путей сообщения» (официальное приложение к Вестнику) и «Вестник путей сообщения» - неофициальная часть, содержащая рекламу и объявления.
В номерах журнала представлена разносторонняя информация о деятельности Министерства и о развитии шоссейных и железных дорог, водного и железнодорожного транспорта в России. Публикуются указы, регламентирующие работу дорог, распоряжения о награждениях отдельных лиц, о приеме и переводе служащих дорог с одной должности на другую, новые нормы для профессиональной формы инженеров путей сообщения. Интересна информация о социальном составе служащих железных дорог, среди которых встречаются слесари из дворян и помощники машинистов крестьянского происхождения.
В № 21 и в ряде других опубликованы «Обзоры вывоза минерального топлива, руды, флюсов и соли из горнозаводского района Юга России» за различные месяцы 1905 г. В них показано количество полезных ископаемых, транспортируемое из Донецкого бассейна по разным железнодорожным направлениям. В № 23 опубликовано мнение Государственного Совета о содержании в 1905 и 1906 г.г. пароходства на озере Байкал. В журнале публиковались отчеты о состоянии пенсионного фонда для заслуженных и наиболее оплачиваемых служащих дорог, приводится личная информация о разных группах работников.
В издании представлено большое число статистических данных о перевозках по железным дорогам, сведения об объемах перевозок и доходах различных железных дорог. Также давались сведения об открытии новых станций, запуске новых маршрутов и поездов, их расписании. Публикуемые материалы касались всех без исключения действовавших в России железных дорог. Представлены технические чертежи частей паровых двигателей.
В неофициальной части («Вестнике») публиковались объявления для коммерческих фирм о конкурсах на поставки товаров и оборудования для железной дороги, списки заводов, которые могут выполнять заказы на поставки железным дорогам продуктов производства и электроэнергии, другая коммерческая информация, сведения о финансовом положении и ревизиях на отдельных дорогах, а также реклама.
Закавказская железная дорога была открыта в начале 1870-х г.г., ее Управление находилось в Тифлисе. Роль трассы значительно возросла с развитием Бакинских нефтяных промыслов. Добытую нефть необходимо было доставлять в порты. В 1883 г. открылись для движения участки Самтреди - Батум и Тифлис - Баку.
Справки, уведомления и другие официальные бумаги, подклеенные к номерам журнала в настоящем экземпляре, свидетельствуют о работе, которая велась с его содержанием в Канцелярии начальника дороги. Во вклеенных документах представлены ссылки на узаконения, опубликованные в «Указателе», а также говорится об указах и распоряжениях, написанных начальником дороги на основе правительственных распоряжений. Маргиналии на полях являются служебными комментариями к опубликованным в «Указателе» текстам и также отражают работу с ним сотрудников Канцелярии.