Успенский В., Писарев С. Святой благоверный князь Михаил Ярославич Тверской. Спб., 1903; Успенский В., Целепи Л. Св. благоверная великая княгиня Анна Кашинская. СПб., 1903. В одном современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.
Автор: Успенский В., Писарев С., Целепи Л.
Год издания: 1903
Конволют двух факсимильных изданий, посвященных Тверским князьям. 29,6 х 21,7 см. Факсимильные издания на веленевой бумаге. В одном современном полукожаном переплете. Сохранены хромолитографированные издательские обложки изданий и отдельных частей, выполненные в литографической мастерской В.В.Комарова. Отличная сохранность.
Успенский В., Писарев С. Святой благоверный князь Михаил Ярославич Тверский: Выпись из лицеваго Царственнаго Летописца. Спб., [печатня В.В.Комарова], 1903. Часть I. XVIII, 80 с., с илл. Часть II. XV, 40 с., с илл.
Успенский В., Целепи Л. Св. благоверная великая княгиня Анна Кашинская: Выпись из лицеваго Царственнаго Летописца. Град св. Петра, [печатня В.В.Комарова], 1903. [2], VI, 14 с., с илл.
В книге факсимильным способом изданы жития князя Михаила Ярославича Тверского и княгини Анны Кашинской, помещенные в лицевом Царском летописце. На листах книги воспроизводятся литографическим способом соответствующие листы рукописи с житиями, на которых на каждой странице была миниатюра, изображавшая определенные события из жизни святого и истории страны, под миниатюрой размещался текст, написанный полууставом середины XVI в.
Царственный летописец является частью Лицевого летописного свода - крупнейшего летописно-хронографического свода Московской Руси. Этот свод всех летописей создавался по заказу Ивана Грозного в Александровской слободе в 1568-1576 г.г. Он содержал изложение Всемирной истории от сотворения мира до XV в. и русской истории до 1567 г. Сохранились десять из предполагаемых одиннадцати первоначальных томов свода. Дошедший до нас свод состоит из 9745 листов, украшенных 17744 миниатюрами. В последней части свода миниатюры выполнены лишь в чернильном очерке, но не раскрашены.
Лицевой свод является важнейшим историческим источником: миниатюры дают богатый материал для суждений об исторических реалиях своего времени. В Царственном летописце, наиболее злободневной для средневековой Руси части текста, изложение обширного исторического материала подчинено идее прославления царской династии, утверждения самодержавной власти царя.
Михаил Ярославич (1271-1318) - Великий Князь всея Руси и Тверской князь, в 1305-1318 г.г. он занимал престол Владимирского княжества. Михаил Тверской был, пожалуй, самым влиятельным и сильным русским князем своего времени. Он стремился сделать Тверь общерусским политическим и духовным центром, собрать вокруг нее русские земли. Юрий Данилович Московский конкурировал с ним за великое княжение, и прибегал в этой борьбе к помощи татар. Юрий сумел заключить тесный союз с ханом Узбеком, женившись на его сестре Кончаке (в крещении Агафье), что дало ему возможность получить великокняжеский ярлык. В декабре 1317 г. в битве при Бортеневе Михаил Тверской разбил соединенные войска Юрия Московского и ордынцев и взял в плен жену Юрия Агафью, а также брата московского князя. Вскоре Агафья в плену умерла. После этого Михаил был вызван в Золотую орду и казнен по приказу хана Узбека, приняв мученическую смерть. Князь знал, что в орде он погибнет, и все-таки предпочел добровольно пойти на казнь, спасая жизни тысячам своих подданных на Тверской земле. В ином случае татары отправились бы в большой поход на Тверскую землю, что привело бы к огромным жертвам и разрушениям. Поступок Михаила Ярославича стал первым и, может быть, единственным в истории Древней Руси, когда правитель ценою собственной жизни сохранил неприкосновенность подданных. Тверской князь был причислен церковью к лику святых на Втором Макариевском соборе в 1649 г.
Супругой Михаила Ярославича Тверского была Анна Кашинская (1280-1368). Ее жизнь была хоть и долгой, но не менее драматичной, чем у супруга. Она потеряла почти всех своих близких: мужа и нескольких сыновей убили в Орде, многие члены княжеского рода гибли в страшных междоусобных войнах. После смерти княгиня считалась святой, а ее мощам приписывали исцеляющее действие. Анна Кашинская была причислена к лику святых официально в 1650 г., но уже через 27 лет деканонизирована, что являлось уникальным случаем в истории русской церкви. В статусе святой ей было отказано из-за начавшегося раскола. Освидетельствование мощей показало, что пальцы на правой руке Анны Кашинской были сложены в двуперстном крестном знамении, что «лило воду на мельницу» староверов и активно использовалось ими как аргумент в защиту двуперстия. Даже после официального вывода княгини Анны из сонма святых она оставалась местно-чтимой святой. В Тверских землях писались ее иконы, устраивались крестные ходы, фиксировались факты исцелений от мощей. В 1899-1901 г.г. началась негласная подготовка к восстановлению церковного почитания. В 1909 году с согласия императора Николая II Анна Кашинская была повторно канонизирована.