Успенский собор. Фотография, наклеенная на паспарту. М., 1883. В раме. Очень хорошая сохранность. Представляет историческую и культурную ценность.
Автор: Шерер, Набгольц и К°
Год издания: 1883
Успенский собор. Фотография, наклеенная на паспарту. М., Шерер, Набгольц и К°, 1883. В раме. Размер снимка: 26,7 х 21 см. Размер в раме: 51 х 45 см. Очень хорошая сохранность. Представляет историческую и культурную ценность.
Успенский собор московского Кремля в течение нескольких веков был духовным и политическим центром страны: здесь венчали на царство, оглашали государственные акты, возводили епископов, митрополитов и патриархов. В 1326 году великий князь Иван Калита и святитель Петр заложили на этом месте первый каменный собор, посвященный Успению пресвятой Богородицы. Центр митрополии был перенесен в Москву, а Успенский собор стал главным храмом Руси. Здесь был погребен митрополит Петр.
Великий князь Иван III предпринял перестройку Успенского собора, храм был разобран в 1472 году, что сопровождалось обретением мощей святителя Петра. Псковские мастера возвели новый собор, однако он неожиданно рухнул. Иван III пригласил болонского архитектора Аристотеля Фьораванти, под руководством которого в 1475-1479 гг. было построено сохранившееся до наших дней здание собора. А.Фьораванти было поручено взять за образец Владимирский Успенский собор. 20 августа 1479 года митрополит Геронтий совершил освящение храма.
Успенский собор отличается особой монолитностью: узкие щелевидные окна, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. На алтарной преграде собора сохранились древнейшие фрески Московского Кремля — изображения монахов, исполненные в 1481 году артелью иконописца Дионисия. Большая же часть росписей и иконостас, созданный по желанию патриарха Никона, относятся к 1642-1643 и 1653 гг. До 1700 года собор служил усыпальницей митрополитов и патриархов. Во время Отечественной войны 1812 года собор был разграблен наполеоновскими войсками.
При раскопках внутри и вокруг современного Успенского собора было обнаружено большое количество могил, самые ранние из которых относятся к XII веку. В 1624 году угрожавшие падением своды собора были разобраны «до единого кирпича» и вновь сложены с учетом образовавшихся в верхнем ярусе деформаций. Собор неоднократно переживал серьезные ремонтные работы и реставрации.
На фотографии собор запечатлен с восточного фасада, где в нишах находятся фрески. На центральном месте в этих росписях изображена Новозаветная Троица, в правой нише – Святая София в виде восседающего на престоле огненного Ангела с царскими регалиями и свитком. Южный портал, попавший в кадр, был царским входом в Успенский собор, он назывался «красными дверями». Последние коронационные торжества в Успенском соборе состоялись 14 мая 1896 года, когда на престол взошел Николай II. Во время революционных боев 1917 года Успенский собор достаточно серьезно пострадал, в него попало несколько снарядов.
Инициатором создания серий фотографий стал Николай Александрович Найденов (1834—1905) — известный московский предприниматель, банкир, краевед. Н.А.Найдёнов основал в 1860-x гг. на деньги П.М.Рябушинского, В.И.Якунчикова и свои собственные Московский Торговый банк, который возглавлял всю жизнь. В 1877—1905 гг. он был председателем Московского Биржевого комитета — делового и политического объединения московских финансистов. С 1866 г. Н.А.Найдёнов был гласным Московской городской думы. Он организовал Промышленную выставку в 1878 г.
Именно Н.А.Найденов в 1877 г. внес в городскую думу новое предложение о составлении фундаментального исторического описания Москвы и возглавил комиссию по его составлению. В 1881 г. Иван Егорович Забелин опубликовал обширный план работ по сохранению и изучению истории Москвы. На средства и при непосредственном участии Н.А.Найденова лучшая московская фирма «Шерер, Набгольц и К°», являющаяся поставщиком Императорского двора, произвела дорогостоящую фотосъемку исторических и архитектурных памятников Москвы. В первой половине 1880-х гг. были выпущены в свет пять томов издания «Москва. Соборы, монастыри и церкви» (М., 1882-1883), содержащие гравюры с фотографий всех московских храмов. Н.А.Найденов продолжил свое издание, расширив его тематику. Были выпущены альбомы с приложениями под общим названием «Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, примечательных зданий и других сооружений» (М., 1884). Помимо храмов здесь запечатлены гражданские сооружения (дворцы, музеи, городские ворота, торговые ряды, скульптурные памятники), а также панорамы Кремля, Китай-города, Замоскворечья. Издания фотографий и гравюр стали важнейшим событием в культурной жизни Москвы. Снимки, выполненные по воле Н.А.Найденова, стали базой московского краеведения, именно они формируют в наше время образ старой Москвы, исчезнувшей после 1917 г. В конце 1920-х – 1930-е гг. в Белом городе исчезли 4 монастыря и 26 храмов, в Земляном городе — 39 храмов, в Замоскворечье — 12 храмов.