Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Устав таможенный. Издание 1904 г. Спб., 1904. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.

Автор: Без автора
Год издания: 1904


Устав таможенный. Издание 1904 г. Спб., Государственная типография, 1904. [4], 376 с. 25 х 16,1 см. Экземпляр на высококачественной плотной мелованной бумаге. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.


В начале XX в. в системе российских государственных доходов таможенные сборы играли значительную роль, занимая второе место после доходов от торговли крепкими спиртными напитками. Таможня давала государству 14,5% активов бюджета, то есть более 200 млн руб. в год.

В настоящее издание Таможенного устава внесены узаконения, обнародованные по 1 декабря 1904 г. Текст устава делится на девять разделов: 1. Учреждение Таможенного управления (представлены состав, сфера компетенции, порядок деятельности, отчетность, хранение и отсылка денег); 2. О привозе иностранных товаров (регламентация импорта, его досмотра на границах и обложения, задержания и распродажи в случае неуплаты пошлин, почтовой корреспонденции и отправлений); 3. Об отпуске товаров; 4. О досмотре и пропуске проезжающих и о льготах разным установлениям и лицам; 5. О перевозе товаров из одного российского порта в другой; 6. О торговых сношениях с Великим княжеством Финляндским; 7. Особые правила о привозе и отпуске товаров в Астраханской таможне и в таможенных учреждениях Кавказского края, Туркестанского генерал-губернаторства, области Семипалатинской и Сибири; 8. О взысканиях и наказаниях за нарушения постановлений Таможенного устава; 9. О делопроизводстве по нарушениям таможенных постановлений. В издании представлены только статьи Таможенного устава без комментариев и дополнений - всего 1273 статьи.

После текста устава представлен ряд приложений, представляющие собой правила или росписи товаров, например, к статье 2 (Правила об Отдельном корпусе пограничной стражи – 281 статья); к статье 17 (прим. 2) (Росписание европейским и колониальным товарам к привозу в Закавказье по сухопутной границе с Персиею и Турциею и Каспийским морем); представлены росписи товаров, подлежащих провозу без пошлин и деклараций между Российской империей и Финляндией, и, с другой стороны, облагаемых пошлинами; приложение о купеческих старшинах в Кяхте и др.

Для облегчения работы со статьями устава в издании помещены хронологический и сравнительный указатели. В хронологическом указателе рассмотрено, когда было принято то или иное постановление по таможне и частью какой статьи Устава 1904 г. оно стало. Устав вобрал в себя опыт организации таможенного дела с начала XIX по конец ХХ в. В сравнительном указателе проводится сравнение статей Уставов 1892 и 1904 г.г., показано, как соответствуют статьи одного устава статьям другого.

С середины XIX века (1857 года) была создана новая система таможенных учреждений. Таможни и таможенные заставы учреждались на границах империи, Финляндия не входила в юрисдикцию российской таможни, таможни находились на границах России с Финляндией. Все таможни объединялись в таможенные округа. Для борьбы с контрабандой учреждалась пограничная стража. Таможенными уставами с середины XIX в. устанавливалось обособленное положение таможни на местах, она отделялась от структур местной власти. Только в случаях действительной необходимости таможенники могли пользоваться услугами местных властей. Серьезные меры принимались против взяточничества чиновников. Устав 1892 года упорядочил таможенную охрану на море и в прибрежных водах. В трех морских милях от берега начиналась таможенная полоса, все суда, входящие в это водное пространство подлежали таможенному контролю. Преследование нарушителей осуществлялось и в нейтральных водах.

Таможенный устав 1904 года установил новую структуру органов таможни. Во главе системы стоял Департамент таможенных сборов, региональное управление осуществляли окружные и участковые таможенные управления. На местах работали таможни, заставы, посты и пункты. Над таможнями осуществляли контроль управляющие и независимые вольнонаемные чиновники. Новым в Таможенном уставе 1904 года был раздел «О привозе товаров по железным дорогам», отражавший быстрое строительство железных дорог в России и, как следствие, адаптацию таможенных операций к этому виду транспорта.