Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Устройство современного боевого самолета разведчика. [Сост.] военный летчик К.К.Арцеулов. М.-Л., ок. 1925. Военный плакат, отпечатанный в технике цветной печати, в раме и паспарту. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Арцеулов К.К.
Год издания: 1925


Устройство современного боевого самолета разведчика. [Сост.] военный летчик К.К.Арцеулов. М.-Л., издание журнала «Вестник воздушного флота», ок. 1925. Тираж 15000 экземпляров. Военный плакат, отпечатанный в Типографии воздушного флота в технике цветной печати, в раме и паспарту. Плакат выходил в качестве приложения к отраслевому журналу «Самолет». Под плакатом помещен пояснительный текст: «Назначение самолета-разведчика». Размеры оттиска: 40,2 х 57,5 см. Размеры в раме: 66,5 х 83 см. Отличная сохранность. Редкость.


На плакате помещено профильное изображение двухместного биплана-разведчика Р-1. Автором рисунка, очевидно, является летчик-асс К.К.Арцеулов. Под плакатом дано общее описание устройства самолета и его систем. Летательный аппарат был оснащен согласно идеям, практически опробованным К.К.Арцеуловым в ходе разведывательных вылетов во время Первой мировой войны и испытаний. Самолет имел деревянный корпус, две открытых кабины, предназначался для пилота и наблюдателя. Под местом наблюдателя была установлена фотокамера, которая снимала позиции противника. Самолет был оборудован радиосистемой, позволявшей экипажу общаться друг с другом и с землей, сообщать оперативные и разведданные. В арсенале машины был комплект бомб, крепившихся бомбодержателями к шасси, и два пулемета. Наступательный пулемет был неподвижен и снабжен оптическим прицелом (им пользовался пилот). Оборонительный пулемет, защищавший тылы машины, был подвижен, мог стрелять, в том числе, вверх.

Р-1 был первым советским массовым самолетом, сконструированным Н.Н.Поликарповым на основе британского легкого бомбардировщика и разведчика de Havilland D.H.9A русского образца 1918 г. Самолет работал на моторе отечественного производства М-5 в 400 л.с., скопированном с американской модели. Летательный аппарат развивал скорость в полете до 200 км/ч., дальность полета составляла 700 км, а высота могла доходить до 4800 м.

Р-1 производился с 1924 по 1932 г.г. С него начиналась и выросла авиационная промышленность СССР. Самолет использовался до 1936 г. для разведки и корректировки огня артиллерии, в качестве легкого бомбардировщика и штурмовика, для обучения начинающих пилотов гражданской авиации, патрулирования границ и обеспечения связи. В 1925 г. на нем был совершен дальний перелет Москва-Пекин-Токио. Самолет активно использовался в военных конфликтах в Китае, Монголии, Афганистане, Персии и при подавлении восстаний в национальных окраинах СССР.

Константин Константинович Арцеулов (1891-1980) - один из легендарных русских военных летчиков времен Первой мировой войны, разведчик, истребитель, испытатель. Он летал на самолетах 50 различных типов и имел свыше 6000 часов налета. Деятельность К.К.Арцеулова имела основополагающее влияние на развитие российской авиации. Летчик был изобретателем метода аэрофотосъемки и впервые совершил выход из штопора, превратив его из безвыходной ситуации в фигуру высшего пилотажа, ставшую для русских авиаторов спасительной при уходе от обстрелов из зенитных орудий противника. Одним из учеников К.Арцеулова был Валерий Чкалов.

К.К.Арцеулов родился в Ялте, в семье потомственного моряка, инженера-конструктора броненосных кораблей. По материнской линии он был внуком художника-мариниста И.А.Айвазовского. В нем всегда боролись три страсти: к морю, небу и искусству.

В 1905 г. К.К.Арцеулов, как потомственный моряк, поступил в Морской кадетский корпус, но по состоянию здоровья был отчислен. Решив пойти по стопам деда, он пытался поступить в Академию художеств в Санкт-Петербурге, но увлекся авиацией и устроился на авиационный завод Щетинина рабочим в сборочный цех. Одновременно он учился в летной школе при заводе, в 1911 г. окончил авиационную школу Первого Всероссийского товарищества воздухоплавания «Гамаюн».

Во время Первой мировой войны К.К.Арцеулов попал в авиаотряд. Он начинал как разведчик, корректируя огонь артиллерии. Пилот летал больше всех, делал по несколько вылетов в день. Однажды он встретил в воздухе возле аэродрома германский «Альбатрос С.III» и подбил его. Немецкий самолет пострадал не сильно и его удалось починить. На нем К.К.Арцеулов совершал полеты в тыл врага и привозил ценные данные перед готовящемся наступлением нашей армии. Немцы какое-то время принимали его за своего, а при возвращении свои открывали беглый огонь. К.К.Арцеулов снабжал разведданными Генеральный штаб при подготовке «Брусиловского прорыва», сообщая о переброске и местах сосредоточения крупных сил противника. В связи с этой работой летчик решил разработать методику аэрофотосъемки. Он оборудовал свой трофейный самолет фотокамерой конструкции русского офицера Потте, позволявшей производить до 50 снимков. Тщательно отрегулировав ее катушечный фотоаппарат, вместе с наблюдателем И.В.Васильевым он отправился на разведку к станции Езерной, являвшейся узловым пунктом обороны противника. Так начиналось дело аэроразведки, которое отражено на представленном плакате и стало делом жизни К.К.Арцеулова как авиатора. Летчик несколько десятков раз вступал в воздушные бои и сбил 18 самолетов противника. Заслуги его были отмечены пятью орденами, а также золотым оружием «За храбрость».

В 1916 г. К.К.Арцеулов летал на самолете модели «Ньюпор-11» с оригинальной установкой конструкции В.В.Иордана под пулемет «Льюис». Эти инженерные решения повлияли на оборудование советского самолета-разведчика Р-1. Осенью 1916 г. он стал инструктором летчиков-истребителей в авиашколе, а вскоре возглавил истребительное отделение.

Самой большой заслугой К.К.Арцеулова было изобретение метода вывода самолета из штопора через вход в пике и выход из него в бреющий полет. Летчик первым проделал этот маневр и обучил ему своих коллег. Быстрое овладение методом спасло множество жизней русских летчиков. Штопор был побежден, стал фигурой высшего пилотажа и вошел в обязательную программу обучения военных летных школ.

После Октябрьской революции К.К.Арцеулов продолжал готовить кадры военных летчиков, испытывал самолеты. В 1923 г. он поднял в воздух первый планер собственной конструкции. С 1927 по 1933 г.г. К.К.Арцеулов работал в Гражданской авиации, в компании «Добролет», где выполнял в целях составления точных карт сложную аэрофотосъемку на огромных территориях страны в Пермском крае, Западной Сибири, Удмуртии.

В 1933 г. К.К.Арцеулов был репрессирован, а в 1937 г. освобожден и полностью реабилитирован. За штурвал самолета он больше не садился. С того времени внук И.К.Айвазовского К.К.Арцеулов стал профессиональным художником. Он много и успешно иллюстрировал книги по истории авиации и писал мемуары, был членом Союза художников СССР.