Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

[Вакенродер В.Г.]. Об искусстве и художниках: Размышления отшельника, любителя изящнаго, изданныя Л.Тиком. М., 1914. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Отличная сохранность.

Автор: Вакенродер В.Г.
Год издания: 1914


[Вакенродер В.Г.]. Об искусстве и художниках: Размышления отшельника, любителя изящнаго, изданныя Л.Тиком. С послесловием и примечаниями П.Н.Сакулина. М.: Книгоиздательство К.Ф.Некрасова, 1914. [4], IV, [2], 307, XIV, [6] c. 17,4 х 11,5 см. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность.


Книге Вильгельма Вакенродера суждено было сыграть немалую роль в истории русского романтизма. В 1826 г. ее перевели и издали представители русского философского романтизма С.П.Шевырев, В.П.Титов и Н.А.Мельгунов, сотрудники «Московского вестника», близко стоявшие к кружку любомудров («любителей мудрости» - русского аналога греческого слова «философ»). Настоящее издание – важный памятник любомудрия. Выбор пал не него не случайно. На первых порах, когда только вырабатывались основы отечественной идеалистической эстетики, любомудры в «Размышлениях отшельника» с подлинным благоговением к эстетике романтизма искали опоры для борьбы с классицизмом. Идеализация родной старины оказалась близка и славянофилам.

Русское издание книги, как и немецкий оригинал, выходило без имени автора. В Германии она была озаглавлена «Сердечные излияния монаха – любителя искусств». Анонимность работы, хоть и не была редкостью в XVIII веке, таила имя автора за тонко продуманным образом монаха, коллекционера опыта и теоретика искусства. Трактат состоял из биографий и рассказов о Микеланджело, Рафаэле, Дюрере, размышлений о музыке, природе творчества и восприятии. Духовный опыт созерцания, в пику классицизму, был предпочтен интеллектуальному. Опыт, переживаемый от соприкосновения с искусством, уподоблялся преклонению или молитве, так свободный творец мог воздвигнуть «новый алтарь в честь Бога».

Творец для В.Вакенродера был немыслим без связи с религией. Современные ему течения в искусстве разошлись с устремлениями средневековых художников, уступив рационализму Нового времени. Вместо гордого самосознания В.Вакенкродер предложил идеал, уже основательно забытый, - смирение. «Сердечные излияния», по выражению исследователя, стали от начала и до конца гимном Рафаэлю. Его опыт служения искусству был крайне далек от истории Прометея. Человек был не целью прославления, а средством для чествования трансцедентального. С его легкой руки представление о «духе искусства» и «духе музыки» навсегда вошло в культуру. Такое точное попадание в тему экзистенциального кризиса современников сделало В.Викенродера основоположников самого известного течения в немецкой культуре – романтизма, повлиявшего на всю философию XIX века.

Критический очерк, помещенный в конце издания, принадлежит Павлу Никитичу Сакулину, специалисту по русскому романтизму, профессору Московского университета. П.Н.Сакулин был последним председателем Общества любителей российской словесности. Его магистерская диссертация была посвящена главному идеологу любомудров – князю В.Ф.Одоевскому.

Вильгельм Генрих Вакенродер (1773-1798) – известный немецкий писатель, один из главных представителей немецкой романтической школы. Интересовался философией языка, народными песнями, мифологией, живописью, поэзией, был неплохим музыкантом. Природа и искусство понимались им как два языка, подаренных человеку Богом. Его идеи повлияли на братьев Шлегелей, нашли отзвук в творчестве Шуберта, Шумана, Мендельсона. Часть сочинений В.Вакенродера была опубликована его ближайшим другом и известным представителем романтического течения - Людвигом Тиком. В настоящем издании воспроизведен титульный лист издания настоящего сочинения 1826 г.