Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Варлаам, архим. Ренан и его «Жизнь Иисуса». Полтава, 1908.; Гетте, аббат. Э.Ренан пред судом науки. М., 1889.; Ольшевский И., прот. В вере ли мы? Полтава, 1909. Конволют в полукожаном переплете эпохи. Хорошая сохранность.

Автор: Варлаам, архим., Гетте, аббат, Ольшевский И., прот.
Год издания: 1909


Варлаам, архим. Ренан и его «Жизнь Иисуса»: Изложение содержания и критический разбор. Популярно-научное изследование. 3-е издание, дополненное. Полтава, Электрич. типогр. Г.И.Маркевича, 1908. IV, 220, [2] с.

Гетте, аббат. Э.Ренан пред судом науки, или опровержение известнаго сочинения Э.Ренана «Жизнь Иисуса», основанное на выводах из Библии и рассматриваемое с точек зрения исторической критики и философии. Перевод со второго французскаго издания. М., издание И.А.Морозова, 1889. 428 c. 

Ольшевский И., прот. В вере ли мы? (К вопросу о переоценке духовных ценностей у интеллигентных христиан). Издание второе, дополненное. Полтава, Электрич. типография Г.Маркевича, 1909. 222 с.

21,7 x 13,7 см. Конволют в полукожаном переплете эпохи. На корешке тисненые инициалы владельца: «Св. К.О.». Хорошая сохранность. На титульном листе каждого издания владельческий штамп «Из книг священника К.Ф.Овчинникова».

Библиография: Международная книга, 55-1519.

Архимандрит Варлаам (Ряшенцев; 1878-1942) пришел к необходимости написания подробного критического отзыва на известную книгу Э.Ренана дабы выразить свой весьма скептический взгляд на его труды, показать их ошибочность с точки зрения богослова и историка. Сочинения Э.Ренана на темы Библейской истории действительно были весьма популярны в России в конце XIX - начале XX века. Даже критик от духовной «корпорации» не может не отдать должное художественному дару Э.Ренана и его умению блестяще и убедительно излагать материал, благодаря чему многие его выводы принимались читателями, несмотря на отсутствие должного «балласта доказательств». В критическом очерке Э.Ренан характеризуется как религиозный мыслитель, анализируются его философские взгляды, понимание Евангелия. Архимандрит Варлаам рассматривает Евангельскую историю, всю жизнь Иисуса в изложении Э.Ренана и обращает внимание на те или иные некорректные трактовки им определенных фактов и явлений. Архимандрит стремится выявить психологические предпосылки, которые привели Э.Ренана к позиции агностического скептицизма, «громит» его попытки обрисовать человеческий характер Христа. Монография «Ренан и его “Жизнь Иисуса”» считается самым удачным опытом подобного сочинения.

Тему критики Э.Ренана продолжает другое известное произведение, вышедшее из-под пера Рене Франсуа Гетте (1816-1892), французского православного историка и богослова. Издание примечательно тем, что оно стало первым в православной литературе ответом Э.Ренану, вышедшим вскоре после появления самого объекта критики.

Написанный священноисповедником Сильвестром (Иустин Львович Ольшевский; 1860-1920) очерк «В вере ли вы?» тоже был вызван тягостным впечатлением автора от своего времени, для которого было характерно не только пристальное внимание интеллигенции к «безбожнику» Э.Ренану, но и безверие в целом. Как хороший миссионер, свмч. Сильвестр всегда занимался проблемами сектанства, стремился донести свет веры до тех, кто в принципе отказывался его принимать. Его размышления появились в печати после того, как он  организовал богословские чтения для интеллигенции и выступил на них с курсом лекций. О. Сильвестр говорит о проблеме неустойчивости воззрений, об отношении интеллигенции к религии вообще, о месте для веры в сознании интеллигентных христиан. «Портрет» современного ему поколения интеллигенции о. Сильвестр рисует также на материале художественных произведений крупных писателей той эпохи.

Владелец настоящего экземпляра, священник Кузьма Федорович Овчинников (1871-?) родился в Черниговской губернии, получил домашнее образование, в 1895 г. был присоединен к православию из раскола австрийского противоокружнического толка. С 1899 г. был помощником учителя при церковно-приходской школе. В 1904 г. назначен священником в Усть-Цилемский единоверческий приход, рукоположен епископом Архангельским и Холмогорским Иоанникием. С 1907 г. - Мезенско-Печорский помощник миссионера.