Вейс Г. Внешний быт народов с древнейших до наших времен. [В трех томах]. Тт.1-3. М., 1873-1879. Прижизненное русское издание, не переиздавалось. В шести полукожаных переплетах. Очень хорошая сохранность.
Автор: Вейс Г.
Год издания: 1873
Вейс Г. Внешний быт народов с древнейших до наших времен. [В трех томах]. Тт.1-3. М.: Издание К.Т.Солдатенкова, 1873-1879.
Т.1. История одежды, вооружения, построек и утвари народов древнего мира. [С 1945 отдельными изображениями по рисункам сочинителя]. Ч.1. Восточные народы. [Перевод] с немецкаго В.Чаева. (1873). XVIII, 388 c. с илл.
Т.1. Ч.2. Западные народы. [Перевод] с немецкого В.Чаева. (1874). [4], 504, IV с. с илл.
Т.2. История одежды и утвари в средние века. От IV-го до XIV-го столетия. [С 336 отдельными изображениями по рисункам сочинителя]. Ч.1. Византия и Восток. [Перевод] с немецкого И.Васильева. (1875). VI, 249 c. с илл.
Т.2. Ч.2. Европейские народы. [Перевод] с немецкого И.Васильева. (1875). [4], 430, V-VIII с. с илл.
Т.3. История одежды, вооружения и утвари от XIV-го столетия до настоящего времени. [С 900 отдельными изображениями, рисованными Ф.Вейсом]. Ч.1. От XIV-го до XVI-го столетия. [Перевод] с немецкого В.Чаева. (1877). VIII, 343 c. с илл.
Т.3. Ч.2. С XVI-го столетия. Перевод с немецкого В.Чаева. (1879). XIV, 450 с. с илл. 24 x 15,2 см. Прижизненное русское издание, не переиздавалось. В шести полукожаных переплетах с золотым тиснением на корешках. Очень хорошая сохранность: профессиональная реставрация некоторых листов. Дореволюционные владельческие печати во 2-ой ч. 1-го т. и 1-ой ч. 3-го т.
Сочинение Германа Вейса посвящено истории материальной культуры народов мира с древнейших времен до XVIII века включительно. В книге охвачены важнейшие мировые культуры: Византия, Европа от раннего средневековья до Нового времени, народы Африки и Азии, арабский Восток. Внимание уделено бытовому укладу, архитектуре, истории костюма, развитию вооружений, видам домашней утвари.
Под термином «внешний быт» в работе Г.Вейса понимается совокупность исторических, экономических и географических особенностей существования тех или иных народов. Замысел сочинения возник в связи с тем, что на тот момент не существовало обобщающих работ по истории костюма, жилища и других областей материальной культуры человечества. Книга имела целью создать всестороннее представление о том, в какой обстановке жили люди прошлого, во что они одевались, как выглядели их жилые помещения, какие доспехи они носили.
Каждый раздел, рассказывающий о материальной культуре того или иного народа или периода, построен по общему для всей работы плану: рассматриваются элементы одежды (женской и мужской, знати и низших слоев, жрецов), погребальный обряд, виды военного вооружения, обстановка культовых мест, музыкальные инструменты, типовые жилища и домашняя утварь. В каждом разделе, содержащем информацию о материальной культуре конкретной эпохи или страны, рассказывается не только о ее быте, но и об основных чертах ее политической, социальной, духовной жизни.
Труд Германа Вейса чрезвычайно ценен тем, что в нем через эволюцию мира материальных вещей раскрываются метаморфозы человеческого сознания, специфика культурного развития разных народов. Исторический процесс приобретает благодаря этому зримые черты, перестает восприниматься как набор фактов, простое перечисление политических событий, войн, социальных потрясений. Исследование культуры повседневности приобрело особую актуальность в исторических работах многих современных ученых.
Издание иллюстрировано огромным количеством рисунков, сделанных по материалам археологических раскопок, широкого круга сохранившихся памятников материальной культуры разных цивилизаций: скульптуры, рельефов, храмовых и дворцовых комплексов, гробниц, живописных произведений, рукописных миниатюр. Рисунки были скопированы из различных источников самим Германом Вейсом. Ученый восстанавливает облик европейских рыцарей, сложные наряды дам «галантного века», облачения ассирийских жрецов, внешний вид византийского воина и т.д.
Герман Вейс (1822-1897) - немецкий историк культуры, художник, профессор при королевской Академии Художеств в Берлине.
Библиография: Международная книга. 16-13, 54-111, 72-109.