Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. [Изследование о сущности и происхождении стиля барокко в Италии]. Ред. А.Л.Волынский. Спб, 1913. В тканевом издательском переплете. Отличная сохранность.

Автор: Вельфлин Г.
Год издания: 1913


Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. [Изследование о сущности и происхождении стиля барокко в Италии. 16 таблиц на отдельных листах и 19 рисунков в тексте]. Перевод с немецкаго Е.Лундберга. Редактор А.Л.Волынский. Спб.: Грядущий день, 1913. XII, 164 с.; с иллюстрациями в тексте и 16 иллюстрациями на отдельных листах. 27, x 19,2 см. В тканевом издательском переплете с цветным тиснением на передней крышке и корешке. Отличная сохранность.

Библиография: Международная книга, 54-118, 72-112.


Генрих Вельфлин (1864-1945) – швейцарский искусствовед, профессор университетов в Швейцарии и Германии. Разработал новаторскую методику анализа художественного стиля, использованную им во многих работах, начиная с самых ранних, к которым относится монография «Ренессанс и барокко». С именем Генриха Вельфлина связано становление истории искусства как самостоятельной научной дисциплины. В 1915 году увидел свет его фундаментальный труд «Основные понятия истории искусства».

В настоящей книге, вышедшей в 1888 году и принесшей автору европейскую известность, Генрих Вельфлин стремится исследовать «психологию» эпохи Ренессанса и барокко. Вельфлин развивал теорию о существовании различных методов видения, характерных для разных исторических эпох. Различие этих методов связано с эволюцией психической природы человека, вызывающей изменение зрительного восприятия предметного мира и форм его воспроизведения в искусстве. В процессе исследования сущности и происхождения барочного стиля Генрих Вельфлин попытался выработать систему понятий для описания различных «методов видения». Кроме того, художественный процесс он стремится рассматривать на многих примерах конкретных памятников. Поэтому в настоящей монографии исследователь привлекает большое число образцов европейского искусства для анализа характерных черт барокко.

В монографии ренессанс и барокко рассматриваются не только как сменяющие друг друга стили, но и как два совершенно разных способа художественного мышления, выражающие принципиально отличающиеся мироощущения. В смене ренессансного стиля барочным Вельфлин видел одну из важнейших закономерностей в развитии формы.

Вельфлин рассматривает черты живописного и монументального стилей в искусстве барокко, определяет границы барочной эпохи. Анализируется развитие двух характеристик, общих для всего барочного искусства: массивности и движения. Показаны проникновение в формы «мягкости» и «сочности», усложнение деталей. Барочное искусство в разных своих проявлениях устремляется ввысь, увеличивается количество пластических деталей, весьма популярными становятся световые эффекты.

Автор определяет барокко как наивысшую стадию развития любого художественного стиля: от архаики через классику - к барокко. Он рассматривает барокко как одну из постоянно повторяющихся и обновляющихся в истории фаз развития формообразования. Подчеркивается принципиальное разнообразие барокко: не существовало единого стиля даже на территории одной страны.

Развитие стилевых особенностей барокко прослеживается на примере важных областей искусства того времени: церковной и дворцовой архитектуры, садово-паркового искусства и архитектуры вилл (городских и загородных). Резиденции аристократов сосредотачивали все типичные элементы барочного искусства: активное использование воды и разнообразных резервуаров, особым образом распланированные парки с тщательно подобранными видами растительности. На многих примерах знаменитых дворцовых комплексов освещаются особенности их планировки, оформления внутреннего убранства – от формы окон, сводов и куполов до внешнего вида фронтонов.