Вениамин, архиепископ Нижегородский. Новая скрижаль или объяснение о церкви, литургии и всех службах и утварях церковных. 4 части. Спб., 1848. В полукожаном переплете эпохи. Очень хорошая сохранность. На переднем форзаце экслибрис Бутурлиных.
Автор: Вениамин, архиепископ
Год издания: 1848
Вениамин, архиепископ Нижегородский и Арзамасский. Новая скрижаль или пополнительное объяснение о церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных. 4 части. Спб., издание Кораблева и Сирякова, 1848. 22,3 x 14,2 см. В полукожаном переплете эпохи. Очень хорошая сохранность. На переднем форзаце экслибрис с гербом Бутурлиных: увенчанный дворянским шлемом с короной и тремя страусиными перьями щит разделен на четыре части с изображением княжеской шапки в горностаевом поле, руки в латах с поднятым вверх мечом, орла под короной, держащего в лапах меч и державу, и птицы с золотым кольцом в клюве. Щитодержатели - два венгра или славянина с чеканами.
Ч.1. [4], II, 82 с.
Ч.2. [2], 232 c.
Ч.3. [2], 72 c.
Ч.4. [2], 189, III с.
Библиография: Международная книга, 55-320.
Автор «Новой Скрижали» - преосвященный Вениамин (Краснопевков), архиепископ Нижегородский и Арзамасский (1739-1811). В возрасте двадцати лет принял постриг, в 1768 г. стал префектом Александро-Невской семинарии, с 1770 г. занял пост ректора. В 1774 г. был поставлен епископом Олонецким и Каргопольским, а в 1795 г. переведен на кафедру в Архангельск. Во время управления Архангельской епархией он предписал во всех монастырях и церквах завести летописи, «внести в них древние достопамятности и продолжать вписывать все достойное памяти и наблюдения». Последние годы он провел на Нижегородской кафедре. За свои труды был награжден Екатериной II золотой панагией с драгоценными камнями. «Новая Скрижаль» стала главным трудом всей жизни архиепископа Вениамина.
«Новая Скрижаль» с момента своего появления в 1803 г. и до последнего дореволюционного издания, увидевшего свет в 1908 г., переиздавалась без малого 17 (!) раз. Эта книга необходима каждому православному христианину, она представляет собой настоящую энциклопедию, содержащую огромный фактический материал об обрядовой стороне церковной жизни, таинствах, богослужении Православной Церкви. Книга получила название «Новая Скрижаль» по аналогии со знаменитым сборником «Скрижаль», изданным в 1656 г. по иницитиаве патриарха Никона и близким «Новой Скрижали» по рассмотренному кругу вопросов. Главной целью подготовки этой книги, по замыслу архиепископа Вениамина, было создание пособия для христиан, желающих получить сведения «о церкви, священнослужителях, и о всех предметах этого касающихся». Подобного труда в России не существовало после опубликования никоновской «Скрижали» в середине XVII в.
Первая часть книги посвящена объяснению предназначения различных предметов, которые можно обнаружить в храме и которые используются при совершении богослужений. Во второй части подробно разъясняется содержание книги Служебник, которой постоянно пользуются в своей практике священники. Здесь же уделено внимание постам Православной Церкви. В третьей части речь идет о разных степенях хиротонии, канонических правилах основания и освящения храмов. В четвертой части раскрывается содержание книги Требник, по которой священнослужитель обычно исполняет разнообразные требы, связанные с повседневной церковной жизнью. При подготовке книги были использованы толкования известного отца Восточной Церкви, архиепископа Симеона Солунского, а также патриарха Германа Константинопольского и некоторых других духовных писателей. «Новая Скрижаль» до сих пор остается основным источником символического понимания пространства храма и сакрального смысла храмового действа. Комментарии архиепископа Вениамина долгое время являлись образцом для многих специалистов в области исторической литургики. Серьезный опыт в этой сфере архиепископ Вениамин получил, когда помогал митрополиту Новгородскому и Петербургскому Гавриилу (Петрову) в его работе над известной книгой «О служении и чинопоследованиях православной Греко-Российской Церкви».
В «Новой Скрижали» освещается самый широкий круг тем из области церковной археологии и литургики. Автор дает объяснение понятию Церкви, разъясняет символическое значение частей храма, а также сакральный смысл престола, жертвенника и алтаря, антиминса, запрестольного креста, ковчега, дарохранительницы и многих других священных предметов. Архиепископ Вениамин дает подробные комментарии службам всего суточного круга, включая три принятые в Православной Церкви вида литургий, подчеркивает особенности богослужения в определенные периоды церковного года. Шаг за шагом он рассказывает о содержании тех или иных молитвословий, принципах их последовательности, обо всех церковных таинствах. Архиепископ Вениамин раскрывает содержание Служебника и Требника, в которые включались чины поставления игумена, протодьякона, последование венчания, последование при обручении, чин погребения священника, монаха и мирянина и т.д. Говорится о внешних признаках одежды, отличающих разные степени посвящения. В книге содержится множество сведений из области церковной археологии, поскольку в таинствах и обрядах Церкви в их современном виде отражается огромный историческй путь христианства, а также культур и религий, в той или иной степени повлиявших на его формирование.
Первое же издание «Новой Скрижали» было очень хорошо принято «ученым обществом» того времени и принесло автору широкую известность. В 1804 г. согласно указу Святейшего Синода книга была издана во второй раз, и впоследствии она переиздавалась вплоть до начала XX в.