Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Вид Карасубазара из дома Салих Аги. [Крым]. [Худ. А. де Палдо, грав. А.Я.Колпашников (?)]. [Спб., 1805]. Гравюра на меди в паспарту. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Палдо А., де; Колпашников А.Я.
Год издания: 1805


Вид Карасубазара из дома Салих Аги. [Крым]. [Худ. А. де Палдо, грав. А.Я.Колпашников (?)]. [Спб., 1805]. Гравюра на меди (офорт, резец) в паспарту. Размеры оттиска: 22 х 38,5 см. Размеры в паспарту: 37 х 53 см. Отличная сохранность. Редкость.

Библиография: Обольянинов Н., 2624; Березин Н.И., 603 (с указанием: «Довольно редка»).


Гравюра является листом 11-м из альбома ко второй части издания П.И.Сумарокова «Досуги крымского судьи или Второе путешествие в Тавриду» (Ч. 1-2. Спб., печатано в Императорской типографии, 1803–1805; ч. 1 – [14], 225 с.; 21 л. илл.; ч. 2 – [10], 244, [15] с.; 35 л. илл., карт.). Это было одно из первых изданий, посвященных описанию географии, истории, природы и достопримечательностей Крыма, перспективам его экономического освоения, написанное русским исследователем-путешественником вскоре после присоединения Крыма к России. Рисунки для издания с натуры выполнили французский художник Александр де Палдо и художник Г.Тяннилов. Эти изображения отразили исторические и природные реалии конца XVIII – начала XIX в.в. и стали одними из самых ранних воспроизведений этих мест. Гравировали рисунки такие русские мастера гравюры, как А.Я.Колпашников, В.Иванов, А.Рудаков, Я.Евсеев, Г.Прядышев, Н.Саблин. Н.Обольянинов указывает имена художников и граверов для каждой иллюстрации к первой части книги, но ко второй части таких сведений не сохранилось.

На гравюре представлен вид на город Карасубазар, современный Белогорск, расположенный на реке Биюк-Карасу в 42 км к востоку от Симферополя. Первое упоминание о нем относится к XIII в. Через Карасубазар прошла дорога, соединяющая Симферополь с восточным Крымом (Судак, Феодосия, Керчь). В средние века и раннее Новое время это был транзитный путь караванной торговли. В эпоху Крымского ханства город являлся крупнейшим в государстве, был важным торговым центром, коммерческая роль которого закрепилась в его названии. Число жителей в XVI–XVII в.в. колебалось от 40 до 100 тысяч. Известный турецкий путешественник Эвлия Челеби, посетивший город в 1666 г., рассказывал: «Теперь со всех сторон города построены высокие дворцы с верхними и нижними этажами. На реке, через город плывущей, находятся свыше 100 мельниц водяных. Имеются там 8 мостов, построенных из дерева, … 28 михрабов. В 5 из них проводится соборная молитва...». В это время в городе пять медресе, восемь школ для мальчиков, 27 мусульманских святынь, восемь больших ханов для купцов и 1140 лавок. Раскинувшийся по берегам реки Буюк-Карасу город стал средоточием ремесленных промыслов - кожевенного, ювелирного, кузнечного, производства медной посуды и торговли хлебом, виноградом, вином, оружием, одеждой, лошадьми и невольниками. Справа и слева от Карасу находились бесчисленные сады и виноградники. К 1737 г. в городе было 38 мечетей, 2 христианских церкви. Но далее начинается эпоха разорения и упадка, и если в 1783-1784 г.г. в городе проживало более 10 000 жителей, то в начале XIX в. численность населения едва превышала 2000, а количество мечетей сократилось до 17. После присоединения Крыма к России большинство турецкого и татарского населения покинуло город и перебралось на Кавказ и в Малую Азию.

На гравюре видна река Карасу, протекавшая через город, и деревянный мост. В центре изображения видна мечеть, а справа от нее, возможно, христианская церковь, значительно меньшая по размерам. Воспроизведены двухэтажные дома с балконами, которые впечатлительный Челеби нарек дворцами, сады с виноградными лозами. Вид сделан из дома Салих-аги, бывшего турецкого полковника в янычарском войске, перешедшего на службу к русским царям. Как храбрый военачальник, он отличился во многих боях с русской армией. При разгроме турок при Измаиле он одним из немногих сумел сохранить боеспособным свой полк и вывести его из суворовской мясорубки, но незаслуженная обида на родине привела Салих-агу в стан неприятеля. Здесь он получил повышение в чине, сохранил свои привилегии, хотя из-за смерти князя Г.А.Потемкина не дождался обещанного хорошего жалования. В его распоряжение поступили плененные под Очаковом турки, которым решено было выделить землю в Крыму. Салих-ага построил им за свой счет поселение в 65 домов в районе Терновки, что привело к его разорению. Знатный турок отличался суровой внешностью, властностью в движениях, умом и рассудительностью, владел многими языками. П.И.Сумароков познакомился с Салих-агой еще во время своего первого путешествия по Крыму в 1799 г.

Павел Иванович Сумароков (1767-1846) - писатель, сенатор и член Российской Академии наук. В конце XVIII – начале XIX в.в. он совершил два путешествия по Крыму. Первое было беглым и ознакомительным, в его ходе П.И.Сумароков стремился увидеть как можно больше мест, в целом познакомиться с историей края, его климатом и природой. Второе произошло в 1802–1803 г.г., когда П.И.Сумароков занимал должность судьи в Крыму, оно было более глубоким, обстоятельным и подготовленным. Книга «Досуги крымского судьи или Второе путешествие в Тавриду» содержит значительный полезный материал об истории и быте Крыма и тем выгодно отличается от путевых заметок многих других русских авторов начала XIX в. Она выходила двумя отдельными частями и была украшена 56 листами видов и карт Крыма.

Алексей Яковлевич Колпашников (1744-1814) - талантливый русский гравер. С 1759 г. учился в гравировальном классе Академии наук, затем переведен в Академию художеств, один из лучших учеников знаменитого Г.Ф.Шмидта, обучавшего в России академическую молодежь искусству немецкой гравюры. С 1766 г. служил при Академии художеств, получал там жалование по 60 р. в год. В 1779 г. пожалован пожизненным дворянством. Некоторое время содержал собственную типографию. Лучшая пора его деятельности - с 1767 г. по 1783 г.г. В это время им исполнены портреты кн. А.М.Голицына и гр. Р.И.Воронцова, кн. А.Б.Куракина, М.В.Ломоносова, представителей правящей династии: царевича Петра I, Алексея Петровича, императрицы Екатерины II и несколько досок к описанию ее коронации.