![]() |
![]()
|
Вид Поднавинскаго предместья в Москве, откуда видны качели на Святой недели с вышеозначеннаго места. Иждивением Иоанна Валзера московской первой гильдии купца публиковано в 1799 году с высочайшим дозволением Его императорскаго величества Павла Перваго Императора всея России. Гравюра на меди (офорт, резец), гравировал Христиан Гуттенберг, по оригиналу Ж.Делабарта. Из серии «Виды Москвы», состоящей из 12 листов, 1796-1799 гг. В раме и паспарту. Размер оттиска: 38,8 х 65,5 см. Размер в раме: 71,3 х 91,4 см. Отличная сохранность. Гравюра имеет большое художественное и культурно-историческое значение, представляет ценность для музеев. Есть экспертное заключение Российской государственной библиотеки. Редкость.
Гравюра выполнена немецким мастером Х.Гуттенбергом, работавшим в Швейцарии и Германии, по оригиналу известного художника Ж.Делабарта. Подписи под гравюрой на русском и французском языках.
Жерар Делабарт (Gerard de la Barthe; 1730, Франция - 1810, Россия) - известный французский художник, создавший в 1794-1796 г.г. одну из самых популярных серий видов Москвы конца XVIII века. Ж.Делабарт находился в России с 1787 по 1810 г.г. Оригинал настоящей гравюры был выполнен в 1795 г.
Подновинское весеннее народное гулянье устраивалось в XVIII - первой половине XIX в.в. в Москве на Пасхальной неделе близ Новинского монастыря. Место, где проводилось гулянье, представляло собой пустое поле с деревянной оградой вдоль улицы. Подготовка к Новинскому гулянью продолжалась несколько дней: здесь устраивались карусели и качели, посетители могли полакомиться разными закусками, центральной деталью был большой шатер с флагом или зеленой елкой на самом верху. Также народ развлекали театральными представлениями. На обширном поле работали трактиры, продажа лакомств, передвижные зверинцы. Обычно народ гулял по всему полю, пробуя по очереди все развлечения. Те, у кого не было денег, ждал появления шутов на балконах балаганов. В последний день с 2 часов дня все аттракционы работали бесплатно.
Представители аристократии приезжали на Новинское гулянье в самом разгаре веселья - начиная с четвертого дня. Богатые купцы и дворяне устраивали «катанья» на экипажах, чтобы себя показать и на других посмотреть. В экипажи запрягали лучших лошадей и богато украшали их сбруи и подпруги, чтобы привлечь внимание. При этом случались и происшествия, вроде того, что изобразил Ж.Делабарт на настоящей гравюре: запряженный четверкой экипаж столкнулся с двухупряжным, при этом под копыта угодил нерасторопный мальчишка.
Главная потеха гуляний в Подновинском - это качели и карусели. На гравюре Ж.Делабарта мы видим кабины «перекидных качелей», а также балаганы со скоморохами и уличными артистами, палатки, навесы с закусками, лакомствами и напитками, «столы, где дымились самовары с ароматным имбирным сбитнем, продавалась хмельная буза, полпиво и проч.». (Пыляев).
Первое издание серии было предпринято в 1795-1796 г.г. в С.-Петербурге (гравер И.К.Майор). Оно имело посвящение Екатерине II, и после ее смерти было прекращено (вышло только 2 листа). Второе издание выпустил московский негоциант, швейцарец по происхождению, И.Валзер, который приобрел рисунки Ж.Делабарта. Заказ на создание гравюр был передан М.Г.Эйхлеру, находившемуся тогда в швейцарском городе Герисау, кроме этого гравера над изданием позднее работали Ф.Б.Лорье, П.И.Ламини, Г.Х.Оберкоглер, Х.Гуттенберг. Третье издание вышло одновременно со вторым, тоже «иждивением Валзера», по тем же оригиналам. Над ним работали отец и сын Лори и Д.Лафон. Оно исполнялось в иной, чем второе, технике и имело четыре дополнительных вида окрестностей Москвы. Представленная гравюра относится ко второму изданию.