Вид г. Тифлиса с Юго-западной стороны. [Тифлис, фотография Д.И.Ермакова, посл. четв. XIX в.]. Фотография в раме и паспарту. Отличная сохранность. Редкость
Автор: Ермаков Д.И.
Год издания: 1885
Вид г.Тифлиса с Юго-западной стороны. [Тифлис, предположительно «Фотография Д.И.Ермакова в г.Тифлисе», последняя четверть XIX в.]. Фотография в раме и паспарту из серии видов Кавказа и Военно-Грузинской дороги. Под снимком подпись чернилами с описанием вида, написанная почерком конца XIX в., близким ко времени создания отпечатка. Размеры снимка: 23,1 х 29,5 см. Размеры в раме: 48,9 х 53,1 см. Отличная сохранность. Снимок имеет историко-культурную и художественную ценность, представляет интерес для музеев. Редкость.
Фотография входила в серию большеформатных снимков с видами Кавказа и Военно-Грузинской дороги. Вероятным создателем снимка представляется выдающийся фотограф, работавший на Кавказе, - Дмитрий Иванович Ермаков. Для снимка характерно высокое качество исполнения, неожиданный ракурс, что демонстрирует большие для своего времени технические возможности фотографа и высочайшее его мастерство. Известно, что Д.И.Ермаков сам конструировал объективы для своих камер, использовал новейшие достижения техники, чтобы улучшить качество своих работ, что позволяло ему создавать великолепные панорамные и ландшафтные снимки. Пик его профессиональной активности приходится на 1870-е – 1890-е г.г. Стилистическое сходство фотографии с известными и точно атрибутированными снимки фотографа, ее качество позволяют предполагать авторство Д.И.Ермакова.
Ценность снимка заключается в том, что на нем запечатлен старый город в Тбилиси и район, который в старину назывался Гаретубани и считался пригородом, потому что находился за крепостной стеной. По снимку мы можем судить о том, как выглядел политический и экономический центр Грузинского государства в конце XIX века. В кадр попал район города вокруг Дворца кавказского наместника графа М.С.Воронцова, а позднее Дворца великого князя Михаила.
В центре снимка виден Ванкский собор (построен в 1580 г.), главный армянский собор города, в котором находилась архиепископская кафедра. Вокруг него селились преимущественно армяне, и снимок показывает богатство и достаток их домов. Обращает на себя внимание то, что купол колокольни и один купол собора иного цвета, чем два других. Можно предположить, что собор находился в процессе реставрации, происходившей в 1890-е г.г. на средства члена Комиссии попечителей собора миллионера и мецената Александра Ивановича Манташева. Собор имел три придела: средний был посвящен Богородице, южный - Григорию Просветителю, а северный - двенадцати апостолам. При соборе находились кладбище и усыпальницы, где были похоронены выдающиеся государственные деятели: герой русско-турецкой войны генерал Тер-Гукасов, генерал И.Лазарев, граф М.Т.Лорис-Меликов, автор первого проекта русской конституции, и др. В 1938 г. собор был разрушен большевиками.
На переднем плане слева от Ванкского собора на берегу реки можно видеть большой трехэтажный дом с водяной мельницей. Видимо, в нем находилось деревообрабатывающее производство. В открытой галерее третьего этажа видны стеллажи с досками, а на берегу перед мельницей сохнут бревна. Члены армянской общины были самыми активными предпринимателями Тифлиса, им принадлежало наибольшее число средних городских предприятий и производств во второй половине XIX века. Одной из двух фанерных фабрик Тбилиси владел купец-армянин Егиазаров.
Представленная часть города заперта между рекой Курой и горой Мтацминда, на которой располагается старейший исторический памятник Тбилиси - монастырь св. Давида (виден на склоне горы). С обителью связана драматическая история Александра Грибоедова и его юной супруги Нины, овдовевшей уже через несколько месяцев после свадьбы. Истерзанные останки русского дипломата и писателя были захоронены в монастыре. На фотографии монастырь представлен в неперестроенном виде. На более поздних снимках (конца XIX в.) храм монастыря имеет высокий барабан и купол, рядом с ним появляется часовня и колокольня. Всего этого мы на фотографии не видим.
На дальнем плане в центре находится Дворцовая улица и Головинский проспект (современный просп. Ш.Руставелли). Видны фасады административных зданий: Особого отдела Канцелярии наместника, Тифлисской казенной палаты, Конвоя и др.
Из церквей вдали на снимке можно видеть Кошуэтскую церковь св. Георгия (по Головинскому проспекту, на фотографии - несколько выше и левее центра снимка). В 1904-1910 г.г. она была перестроена Леопольдом Бильфельдом в традиции старинной грузинской храмовой архитектуры и изменилась до неузнаваемости. Ближе к левому краю фотографии видна небольшая церковь в стиле русского зодчества XVII в. - это Колубанская церковь св. Богородицы. Так выглядеть она стала с 1850-х г.г., когда была отстроена заново. Церковь находилась напротив Дворца наместника, до наших дней не сохранилась.
За церковью мы видим незастроенную площадь. На более поздних фотографиях ее занимает Александро-Невский военный собор, построенный в 1890-е г.г. и освященный в 1897 г. На нашем снимке на него нет даже намека, что позволяет отнести фотографию ко времени ранее 1890-х г.г. В 1930 г. собор был разрушен. Ныне на его месте находится Дом правительства, в котором в наши дни располагается Парламент Грузии.
Дмитрий Иванович Ермаков (1845-1916) - военный топограф, один из старейших и наиболее известных фотографов Кавказа, участник и призер ряда российских и международных выставок, придворный фотограф Персидского шаха. Он был и самым плодовитым фотографом своего времени. Количество созданных им негативов превышало 30000. Его деятельность как фотографа начинается в 1860-х г.г. и уже на этом этапе он создал самое популярное фотоателье в Тифлисе. Д.И.Ермаков много путешествовал по Кавказу, Закавказью, Персии, Ближнему Востоку, был в Палестине. Значительная часть его снимков посвящена Южному берегу Крыма и Черноморскому побережью вообще. Но самое полное отражение в его творчестве получил Кавказ, древняя архитектура городов и исторических центров, быт людей и типы Кавказа, виды природы. Многие виды он снимал многократно на протяжении нескольких десятилетий, что фиксировало динамику архитектурного облика грузинских городов и их районов, а сегодня дает уникальную возможность изучать навсегда утраченную городскую застройку.