|
Вид города Нерчинска. - Vue de la ville de Nertschinsk. Гравюра Н.Ф.Челнакова с оригинала И.В.Люрсениуса и И.-Э.Гриммеля 1770 г., оттиск второй половины XIX века. Гравюра на меди (офорт, резец) в раме и паспарту. Размер оттиска - 20,2 х 34,5 см. Размер в раме - 34,5 х 62,5 см. Отличная сохранность. Представляет художественную и историческую ценность, а также значительный интерес для музеев и отделов изобразительных материалов библиотек. Имеется экспертное заключение Российской государственной библиотеки.
Настоящий лист входил в серию гравированных видов «Собрание Российских и сибирских городов», состоявшей из 34 листов. Оригиналами 23 гравюр серии с видами сибирских городов послужили рисунки, исполненные во время экспедиции профессоров Петербургской Академии наук Г.-Ф.Миллера и И.-Г.Гмелина (1733-1743) художниками И.Х.Беркханом и И.В.Люрсениусом, с 1739 г. также И.Д.Декером. Всего за время экспедиции было сделано 27 видов, из них 9 исполнены И.Х.Беркханом, 16 - И.В.Люрсениусом, 3 вида - И.Д.Декером. В 1753-1758 г.г. рисунки, выполненные Люрсениусом и Беркханом, были перерисованы, исправлены и подготовлены для издания по ним гравюр мастером Рисовальной палаты Академии наук И.-Э.Гриммелем. В 1769-1771 г.г. по этим рисункам были сделаны гравюры, которые вместе с гравюрами видов городов Европейской России, исполненных в 1764 г. по рисункам с натуры полковника А.И.Свечина (перерисованы М.И.Махаевым и В.А.Усачевым в 1766-1768 г.г.), составили названную серию. В работе над серией принимал участие весь состав Гравировальной палаты Академии наук. Общее наблюдение за работами осуществлял Я.Штелин, он же и дал название серии. Виды настоящей серии являются первыми русскими гравюрами с изображением провинциальных русских городов, они достаточно точно воспроизводят панорамы ряда Сибирских городов в 1730-х г.г., отражают особенности как общего архитектурного облика, так и конкретных выдающихся строений городов; в этом отношении виды серии обладают исключительным историко-художественным значением.
Гравированные доски серии сохранялись в Петербургской Академии наук, а затем в Императорской Академии художеств, ныне они хранятся в собрании Государственного Русского музея. В XIX веке с них делали отпечатки для продажи на различной бумаге, в том числе и старой, по конкретным заказам (без печати тиража и обязательного воспроизведения всех листов серии). Такие отпечатки, исполненные с большим мастерством, известны в различных собраниях Российской Федерации, в том числе и в Российской Государственной библиотеке. Настоящий оттиск относится к их числу. Он отпечатан во второй половине XIX века со старой доски XVIII века на бумаге верже второй половины XIX века, имитирующей старинную, и отличается прекрасным качеством.
Город Нерчинск расположен на левом берегу р. Нерча, в 7 км от ее впадения в Шилку (бассейн Амура) и в 305 км к востоку от Читы. Город под названием Нерчинский острог был основан в 1653 г. енисейским воеводой А.Пашковым. В 1689 г. здесь был заключен Нерчинский договор с Китаем. В 1664-1773 г.г. близ Нерчинска действовал Нерчинский Успенский монастырь - первый в Забайкалье и самый восточный монастырь России в XVII - начале XVIII в.в.
Острог был поставлен в благоприятном месте, у «хлебных» пашен и у соболиного промысла, на одном из островов в устье реки Нерчи. После окончания строительства крепости рядом была срублена Воскресенская церковь, окруженная острожными стенами и надолбами, сохранявшаяся до середины XVIII века. Позднее крепость была значительно расширена, а в 1689 г. укреплена Ф.Головиным, прибывшим из Москвы для переговоров с Цинским правительством. Перестройки Нерчинской деревянной крепости, произведенные в первой трети и в середине XVIII века, были вызваны необходимостью ее переноса на новое место. Частые подъемы воды в Нерче изменили ее русло около Нерчинска, вода стала обрывать береговые постройки, и в 1812 г. город был перенесен на современное место.
На гравюре представлен панорамный вид древнего города-крепости Нерчинска. Внутри крепости размещались: воеводский двор, канцелярия, купеческие торговые лавки, сараи с пушками, баня, поварня и другие постройки. Композиция Нерчинской крепости и основные постройки в ней были традиционными для сибирских городов. В центре гравюры выделяются деревянная Воскресенская церковь, колокольня и каменная Троицкая церковь, окруженные острогом.
Никита Федорович Челнаков (1733 или 1736-1790) - академический гравер, учился в С.-Петербургской гарнизонной школе, затем в Академии наук (с 1748 г.), Рисовальной палате (с 1749 г.), Гравировальной палате (с 1753 г.) В 1759-1760 г.г. исполнял гравюры проспектов с рисунков М.И.Махаева. В 1767 г. получил звание подмастерья. В 1760-1780-х г.г. принимал участие во всех работах Гравировальной палаты.
Иоганн Вильгельм Люрсениус (Лерзениус) (Lurzenius Johann Wilhelm, 1704-ок.1770) - сын чиновника из Кенигсберга. Приехал в Петербург в 1728 г., работал копиистом Академии наук. Участник экспедиции профессоров Петербургской Академии наук Г.-Ф.Миллера и И.-Г.Гмелина (1733-1743). Состоял писцом и «рисовальным мастером» при Кунсткамере и Библиотеке Петербургской Академии наук до 1767 г.
Иоганн Элиас Гриммель (Grimmel Johann Elias, 1703-1759) - немецкий рисовальщик и живописец. Учился у И.Г.Сихельбейна в Меммингене и в Академии изобразительных искусств в Вене (1731-1737) у И.Ван Шуппена. В 1741 г. приехал в Россию по приглашению Я.Штелина для преподавания в Академии наук, преподавал в открытом им Рисовальном классе Академии. Исполнял рисунки для иллюстраций различных изданий, живописные произведения на религиозные сюжеты и портреты.