Вид города Тары. - Vue de la ville de Tara. Гравюра П.А.Артемьева с оригинала И.-В.Люрсениуса и И.-Э.Гриммеля 1770 г., оттиск второй половины XIX в. Гравюра на меди в раме и паспарту. Отличная сохранность. Редкость. Есть экспертное заключение РГБ.
Автор: Артемьев П.А.
Год издания: 1880
Вид города Тары. - Vue de la ville de Tara. Гравюра П.А.Артемьева с оригинала И.-В.Люрсениуса и И.-Э.Гриммеля. 1770 г., оттиск второй половины XIX века. Гравюра на меди (офорт, резец) в раме и паспарту. Размер оттиска - 20,4 х 34,6 см. Размер в раме - 33,5 х 62,5 см. Отличная сохранность. Представляет художественную и историческую ценность, а также значительный интерес для музеев и отделов изобразительных материалов библиотек. Имеется экспертное заключение Российской государственной библиотеки.
Настоящий лист входил в серию гравированных видов «Собрание Российских и сибирских городов», состоявшей из 34 листов. Оригиналами 23 гравюр серии с видами сибирских городов послужили рисунки, исполненные во время экспедиции профессоров Петербургской Академии наук Г.-Ф.Миллера и И.-Г.Гмелина (1733-1743) художниками И.Х.Беркханом и И.В.Люрсениусом, с 1739 г. также И.Д.Декером. Всего за время экспедиции было сделано 27 видов, из них 9 исполнены И.Х.Беркханом, 16 - И.В.Люрсениусом, 3 вида - И.Д.Декером. В 1753-1758 г.г. рисунки, выполненные Люрсениусом и Беркханом, были перерисованы, исправлены и подготовлены для издания по ним гравюр мастером Рисовальной палаты Академии наук И.-Э.Гриммелем. В 1769-1771 г.г. по этим рисункам были сделаны гравюры, которые вместе с гравюрами видов городов Европейской России, исполненных в 1764 г. по рисункам с натуры полковника А.И.Свечина (перерисованы М.И.Махаевым и В.А.Усачевым в 1766-1768 г.г.), составили названную серию. В работе над серией принимал участие весь состав Гравировальной палаты Академии наук. Общее наблюдение за работами осуществлял Я.Штелин, он же и дал название серии. Виды настоящей серии являются первыми русскими гравюрами с изображением провинциальных русских городов, они достаточно точно воспроизводят панорамы ряда Сибирских городов в 1730-х г.г., отражают особенности как общего архитектурного облика, так и конкретных выдающихся строений городов; в этом отношении виды серии обладают исключительным историко-художественным значением.
Гравированные доски серии сохранялись в Петербургской Академии наук, а затем в Императорской Академии художеств, ныне они хранятся в собрании Государственного Русского музея. В XIX веке с них делали отпечатки для продажи на различной бумаге, в том числе и старой, по конкретным заказам (без печати тиража и обязательного воспроизведения всех листов серии). Такие отпечатки, исполненные с большим мастерством, известны в различных собраниях Российской Федерации, в том числе и в Российской Государственной библиотеке. Настоящий оттиск относится к их числу. Он отпечатан во второй половине XIX века со старой доски XVIII века на бумаге верже второй половины XIX века, имитирующей старинную, и отличается прекрасным качеством.
На гравюре представлен живописный панорамный вид древнего города Тара. Тара - город в Омской области, районный центр, расположен на левом берегу Иртыша. В 1594 г. для охраны новых русских владений с юга была построена крепость Тара - первое русское поселение на территории Среднего Прииртышья, которая до XVIII века оставалась самым южным укреплением на Иртыше. Тара стала важным опорным пунктом распространения русского влияния на все Среднее Прииртышье. Крепость, хотя и находилась в 30 км от реки Тары, при слиянии р. Аркарки с Иртышом получила название Тарского города. Поскольку ансамбль крепостных сооружений и церковных вертикалей делал панораму города весьма привлекательной (особенно великолепен был вид из-за реки), то исследователи нередко говорят о «живописном» городе, иногда противопоставляя его «регулярному». Живописный вид города на гравюре дополняет на переднем плане сельский пейзаж. В нижней части гравюры, отделенной от верхней четкой линией городских стен, художник изобразил местных жителей, которые заняты летними работами в поле. Основой экономического развития города являлось земледелие. К «городу» был пристроен острог, окруженный тыновым частоколом с шестью башнями: Новой Пятницкой, Чацкой, Воротной, Борисоглебской, Ильинской, Успенской. Внутри острога возводились церкви, были расположены гостиный и воеводский дворы и 218 казачьих домов. Деревянный город часто горел: в 1629, 1658, 1669, 1709 и 1711 г.г. Особенно сильным был пожар 8 сентября 1669 г., после которого город был перенесен на современное место. С 1782 г. Тара стала уездным городом Тобольской губернии.
Прокофий (Прокопий) Артемьевич Артемьев (1733/36-1811) - академический гравер, учился в Гравировальной школе, затем в Рисовальной палате Академии наук (с 1749 г.) у И.-Э.Гриммеля, затем в Гравировальной палате (с 1753 г.) у И.А.Соколова. В 1767 г. получил звание подмастерья. В 1760-1780-х г.г. принимал участие во всех работах Гравировальной палаты. В 1789 г. был уволен на пенсию и продолжал работать по заказам.
Иоганн Вильгельм Люрсениус (Лерзениус) (Lurzenius Johann Wilhelm, 1704-ок.1770) - сын чиновника из Кенигсберга. Приехал в Петербург в 1728 г., работал копиистом Академии наук. Участник экспедиции профессоров Петербургской Академии наук Г.-Ф.Миллера и И.-Г.Гмелина (1733-1743). Состоял писцом и «рисовальным мастером» при Кунсткамере и Библиотеке Петербургской Академии наук до 1767 г.
Иоганн Элиас Гриммель (Grimmel Johann Elias, 1703-1759) - немецкий рисовальщик и живописец. Учился у И.Г.Сихельбейна в Меммингене и в Академии изобразительных искусств в Вене (1731-1737) у И.Ван Шуппена. В 1741 г. приехал в Россию по приглашению Я.Штелина для преподавания в Академии наук, преподавал в открытом им Рисовальном классе Академии. Исполнял рисунки для иллюстраций различных изданий, живописные произведения на религиозные сюжеты и портреты.