Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Вид почтовой станции рядом с Петербургом. Рисовал и литографировал Ловернь. Париж, [1842-1852]. Тонолитография в паспарту. Отличная сохранность.

Автор: Ловернь Б.
Год издания: 1842


Maison de la poste pres de St. Petersbourg. Dessine et lith. par Lauvergne. Voyages en Scandinavie, en Laponie etc. … Atlas Pittoresque. Paris: Arthus-Bertrand editeur, Imp. Lemercier, [1842-1852] – Вид почтовой станции рядом с Петербургом. Рисовал и литографировал Ловернь. Путешествия по Скандинавии, Лапландии и т.д…. Иллюстрированный атлас. Париж: Арту-Бертран, литография Лемерсье, [1842-1852]. Тонолитография в паспарту. Размеры оттиска: 29 х 44,4 см. Размеры в паспарту: 48,5 х 62 см. Отличная сохранность.


Лист из иллюстрированного атласа к «Путешествиям по Скандинавии, Лапландии, к Шпицбергену … в течение 1838-1840 гг. …» (Voyages de la commission scientifique du Nord en Scandinavie, en Laponie au Spitzberg et aux Feroe pendant les annees 1838, 1839 et 1840, sur la corvette la Recherche, commandee par M.Fabure, Lieutenant de vaisseau; Publies par ordre du Gouvernement sous la direction de m. Paul Gaimard, President de la Commission scientifique du Nord. Paris, Arthus Bertrand, editeur, 1842-1852). Литография выполнена по рисунку известного французского художника Бартоломея Ловерня (1805-1871), исполнившего множество экзотических видов мира, путешествовавшего по северу Европы, в Юго-восточной Азии и в других уголках мира. Художник посетил Россию и сделал картины с натуры в конце 1830-х годов.

Почтовые станции устраивались за счет казны и отдавались на содержание частным лицам, станционным смотрителям, которые вместе с должностью получали и низший дворянский чин. Они обязаны были иметь на каждой станции по 25 лошадей, по 10 кибиток на колесах или полозьях, а также всю экипировку, необходимую для почтальонов и перевозки почты (конскую упряжь, чемоданы, сумки, седла, форменные мундиры почтальонов). Наем почтальонов также был заботой станционного смотрителя.

В царствование Александра I российская почта пришла в заметный упадок. Император Николай I предпринял энергичные меры для значительного улучшения и ускорения работы почтовых сообщений и почтовых станций. Один ряд мер был направлен на улучшение сообщений и более быструю и регулярную доставку почты, количество отправлений в связи с этим увеличилось в несколько раз.

В ряду мероприятий Николая по благоустройству Российской империи стояло также и сооружение на главных дорогах единообразных по внешнему виду и удобных для путников почтовых станций. Почтовые станции для Николаевской России стали надолго приметой времени и ее особенной «достопримечательностью». Иностранцы и современники воспринимали страну именно по состоянию дорог и почтовых станций.

Внешний вид станций зависел от архитектурной моды и ее доходности. Если на стратегически важных направлениях и активно используемых в коммерческих целях дорогах станции были каменными и иногда напоминали дворцы, то на многих второстепенных дорогах станции были бревенчатыми. Многое зависело и от материальных возможностей устроителя станции.

А.С.Пушкин так говорил о станционном смотрителе: «… сословие станционных смотрителей представлено общему мнению в самом ложном виде. Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые. Из их разговоров (коими некстати пренебрегают господа проезжающие) можно почерпнуть много любопытного и поучительного».