Вид с Ивановской колокольни. Фотография, наклеенная на паспарту. М., 1884. В раме. Очень хорошая сохранность. Представляет историческую и культурную ценность.
Автор: Шерер, Набгольц и К°
Год издания: 1884
Вид с Ивановской колокольни. Фотография, наклеенная на паспарту. М., Шерер, Набгольц и К°, 1884. В раме. Размер снимка: 20,6 х 26,6 см. Размер в раме: 45 х 51 см. Очень хорошая сохранность. Представляет историческую и культурную ценность.
Открывающаяся панорама охватывает вид на южную часть Китай-города, где находился район Зарядья, располагавшийся между улицей Варваркой и Москвой-рекой. На дальнем плане просматривается длинное здание Воспитательного дома, построенного на Васильевском лугу за разобранной стеной Белого города во второй половине XVIII в. Это здание было заложено в 1764 г. по инициативе известного российского просветителя И.И.Бецкого как благотворительное учебно-воспитательное учреждение для сирот. Кроме того, в кадр попала одна из самых известных московских церквей, освященная во имя святых равноапостольных Константина и Елены, стоявшая до революции в Кремле, в Тайницком саду «под горою», или на подоле. Она находилась близ одноименной Константино-Еленинской башни. Церковь была приходской для семей кремлевских священников, в 1928 г. ее снесли, здесь возвели здание 9-го управления КГБ.
На фотографии также запечатлен общий вид Софийской набережной и части Замоскворечья. Софийская набережная получила свое название по храму Софии Премудрости Божьей, построенному в 1682 г. В 1860 г. здесь был построено Кокоревское подворье, названное по имени его устроителя, русского предпринимателя Василия Кокорева. Тут располагалась гостиница, ресторан и торговые склады, которыми пользовалась вся столица. В то время это был лучший гостиничный комплекс Москвы. Здесь останавливались многие известные люди: П.И.Чайковский, И.Е.Репин, И.Н.Крамской, Д.Н.Мамин-Сибиряк, В.В.Верещагин. На снимке Софийской набережной изображены дома и постройки, некоторые из которых были снесены в связи со строительством Большого Москворецкого моста в 1938 г., или перестроены в первой трети ХХ века.
На фотографии хорошо видны четыре кремлевские башни: Москворецкая, Петровская, две Безымянные (а также часть Тайницкой). Первую Безымянную башню разобрали вместе с соседней Тайницкой в 1770-1771 гг., а затем восстановили в 1783 году. Однако новую башню построили на другом месте, ближе к Тайницкой. В 1812 году башня была взорвана, восстановили ее в 1816—1835 годах под наблюдением О.И. Бове. Вторая Безымянная башня тоже находится на южной стене Московского Кремля, по соседству с первой, о ней сохранилось очень мало письменных свидетельств. Вероятно, она была построена в период с 1488 по 1490 гг. Возможно, в ее строительстве принимал участие итальянский архитектор Антон Фрязин. В XVII веке основной четверик был надстроен вторым шатровым ярусом, в 1771 году в ходе строительства нового Кремлевского дворца по проекту В. Баженова башня была снесена. Но после распоряжения Екатерины II прекратить строительство башню восстановили.
Петровская башня получила название от церкви митрополита Петра, которая располагалась на подворье Угрешского монастыря, находившегося в Кремле, рядом с башней. В 1612 году башня была разрушена пушечными выстрелами во время польской интервенции. В 1676—1686 годах башня была надстроена. В 1771 г., в связи со строительством Кремлевского дворца под руководством В.И.Баженова, башню, церковь митрополита Петра и подворье Угрешского монастыря разобрали. В 1783 году башню восстановили, но в 1812 году она была разрушена взрывом порохового заряда, заложенного в нее французами. В 1818 году башню восстановили под руководством архитектора О.И.Бове. Петровская башня служила для хозяйственных нужд кремлевских садовников. Беклемишевская (Москворецкая) башня находится в юго-восточном углу Кремля. Ее построил итальянский архитектор Марко Фрязин в 1487-1488 годах. К башне примыкал двор боярина Беклемишева, вместе с башней служивший при Василии III тюрьмой для опальных бояр. Нынешнее название произошло от расположенного рядом Москворецкого моста. Башня находилась на стыке Москвы-реки со рвом, поэтому при атаке врага она первой принимала на себя удар. С этим связано и архитектурное решение башни.
Вдоль южной стены Кремля протянулся Тайницкий сад, за всю историю существования фактически не менявший своего предназначения, хотя с XIV века Тайницкий сад неоднократно менял конфигурацию.
Инициатором создания серий фотографий стал Николай Александрович Найденов (1834—1905) — известный московский предприниматель, банкир, краевед. Н.А.Найдёнов основал в 1860-x гг. на деньги П.М.Рябушинского, В.И.Якунчикова и свои собственные Московский Торговый банк, который возглавлял всю жизнь. В 1877—1905 гг. он был председателем Московского Биржевого комитета — делового и политического объединения московских финансистов. С 1866 г. Н.А.Найдёнов был гласным Московской городской думы. Он организовал Промышленную выставку в 1878 г.
Именно Н.А.Найденов в 1877 г. внес в городскую думу новое предложение о составлении фундаментального исторического описания Москвы и возглавил комиссию по его составлению. В 1881 г. Иван Егорович Забелин опубликовал обширный план работ по сохранению и изучению истории Москвы. На средства и при непосредственном участии Н.А.Найденова лучшая московская фирма «Шерер, Набгольц и К°», являющаяся поставщиком Императорского двора, произвела дорогостоящую фотосъемку исторических и архитектурных памятников Москвы. В первой половине 1880-х гг. были выпущены в свет пять томов издания «Москва. Соборы, монастыри и церкви» (М., 1882-1883), содержащие гравюры с фотографий всех московских храмов. Н.А.Найденов продолжил свое издание, расширив его тематику. Были выпущены альбомы с приложениями под общим названием «Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, примечательных зданий и других сооружений» (М., 1884). Помимо храмов здесь запечатлены гражданские сооружения (дворцы, музеи, городские ворота, торговые ряды, скульптурные памятники), а также панорамы Кремля, Китай-города, Замоскворечья. Издания фотографий и гравюр стали важнейшим событием в культурной жизни Москвы. Снимки, выполненные по воле Н.А.Найденова, стали базой московского краеведения, именно они формируют в наше время образ старой Москвы, исчезнувшей после 1917 г. В конце 1920-х – 1930-е гг. в Белом городе исчезли 4 монастыря и 26 храмов, в Земляном городе — 39 храмов, в Замоскворечье — 12 храмов.