Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Виды Крыма. Севастополь, Крымская Фотография, [последняя четверть XIX в.]. Серия из 25 фотографий, наклеенных на фирменные паспарту. В издательской папке и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность.

Автор: Без автора
Год издания: 1893


Виды Крыма. Севастополь, Крымская Фотография, [последняя четверть XIX в.]. Серия из 25 фотографий, наклеенных на фирменные паспарту. Размеры снимков: 12 х 16,8 см. Размеры в паспарту: 19,5 х 24,5 см. В издательской папке с блинтовым, цветным и золотым тиснением и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность.


На фотографиях запечатлены наиболее значительные памятники и интересные виды Южного побережья Крыма – на пути от Гурзуфа до Севастополя, а также виды Бахчисарая. Снимки были выполнены не одномоментно, а в течение ряда лет, по мере того как в Крыму появлялись новые достопримечательности, что позволяет датировать процесс съемки достаточно широким периодом от начала 1880-х до середины 1890-х г.г., а саму серию, по всей видимости, 1890-ми г.г.

Для датировки снимков особенно важны несколько из них: вид царского дворца в Ореанде (дворец сгорел в 1882 г., снимок был сделан до пожара); церковь Воскресения Христова в Форосе, у Байдарских ворот (начало строительства – 1888 г., освящена в 1892 г.), могла быть снята в начале 1890-х г.г., как до освящения, так и после. На фотографии гостиницы в Гурзуфе на переднем плане виден знаменитый фонтан «Богиня ночи». Он был привезен в 1889 году предпринимателем П.И.Губониным со Всемирной выставки, проходившей в Вене. Фонтан был копией работы немецкого скульптора Бергера.

Интересны два общих вида Ялты, сделанные в разное время практически с одной точки. Один из них получился несколько засвеченным, но вот другой – яркий и четкий. Обращает на себя внимание то, что снимки производились через достаточно длительный промежуток времени. Второй снимок был сделан раньше. На первом видно, что несколько домов на переднем плане были перестроены. Таким образом, два снимка отразили развитие города на довольно коротком временном отрезке в 1880-е г.г. На снимках видна церковь Иоанна Златоуста. Построенная в 1837 г. как пятикупольный собор, в 1880-х г.г. она была перестроена под руководством архитектора Н.П.Краснова: получила один большой купол в византийско-русском стиле. Именно так она выглядит на фотографиях.

Недалеко от Ялты находится царское имение Ореанды. Оно было приобретено царской семьей в 1825 г. у графа Потоцкого. В 1843-1852 г.г. здесь по проекту А.И.Штакеншнейдера был возведен дворец и заложен парк. Через тридцать лет дворец сгорел и больше не восстанавливался. Парадный вход этого дворца запечатлел фотограф.

Осталась только на фотографии и временная колокольня в Ореанде, существовавшая здесь в середине 1880-х г.г. Она была устроена на прочных, раскидистых ветвях старого дуба, стоявшего на обрыве скалы. Видны четыре колокола, но в действительности их было отлито пять. Изготовили их в Ярославле на заводе П.И.Оловянишникова сыновей под наблюдением известного ростовского специалиста по колокольному звону А.А.Израилева. К четырем колоколам Оловянишниковых он прибавил свой маленький, пятый колокольчик - «для полноты аккорда». Справа от дерева видна часть скамейки, которая запомнила многих великих людей, отдыхавших на ней, и, быть может, она отразилась в рассказе А.П.Чехова «Дама с собачкой». Возможно, Гуров со своей возлюбленной сидели на какой-нибудь соседней скамейке, но своих героев в момент самых глубоких и сложных переживаний А.П.Чехов помещает именно сюда, на скалы Ореанды, где слышится вечный зов моря, облака цепляются за вершины гор и небо становится ближе. В 1885 г. здесь была построена церковь во имя Покрова пресвятой Богородицы и вскоре подле нее возникла небольшая каменная звонница. Дерево же стояло еще долго, а может, и до сих пор стоит.

От временной колокольни открывался вид на Гурзуф – одно из красивейших мест в Крыму. Представлены несколько видов долины, на которых виден весь поселок, парк, гора Аю-Даг, бухта. Имение Гурзуф когда-то принадлежало новороссийскому губернатору А.Э. де Ришелье, затем перешло графу М.С.Воронцову, а от него – к киевскому губернатору И.И.Фундуклею. Благодаря его заботам парк имения становится одним из лучших в Крыму, а в поместье начинается разведение наиболее ценных сортов винограда, которые в Гурзуф привозили из Испании и Португалии. В доме Ришелье в 1820 г. три недели прожил А.С.Пушкин. Именно в Гурзуфской долине поэт находил вдохновение для многих своих стихов. В 1881 г. имение приобрел крупный промышленник П.И.Губонин, он начал развивать Гурзуф как место курорта, построил семь комфортабельных гостиниц и ресторан, набережную для прогулок, электростанцию, православный храм, еще более преобразил парк и сделал много другого для поселка.

На панорамном снимке Гурзуфа за деревьями парка видны два трехэтажных здания, заметно выделяющихся на общем фоне. Одно из них – дворец Раевских, построенный в мавританском стиле и названный Карасан, расположенный неподалеку от Успенской церкви, имевшей в то время лишь один купол. Рядом с ним П.И.Губониным и был установлен фонтан «Богиня ночи». Фасад дворца с фонтанами представлен и крупным планом на отдельном снимке.

Воронцовский дворец в Алупке расположен у подножия горы Ай-Петри. Он строился с 1830 по 1848 г.г. как летняя резиденция генерал-губернатора Новороссийского края графа Михаила Семеновича Воронцова в духе английского зодчества по проекту архитектора Эдварда Блора со значительным использованием мавританских элементов. В архитектуре дворца органично переплелись черты разных эпох и стран. Элементы готики и арабского Востока дополняют друг друга. Летом 1848 г. на центральной лестнице, ведущей к главному входу, были установлены каменные фигуры львов, выполненные в мастерской итальянского скульптора Джовани Боннани. Львиная терраса завершила строительство и оформление дворцово-паркового ансамбля.

В феврале 1945 года во время Ялтинской конференции Воронцовский дворец стал резиденцией английской делегации во главе с Уинстоном Черчиллем.

При Воронцовском дворце находится парк - памятник садово-паркового искусства. Говорят, что кипарисы на этом месте сажала еще Екатерина II. С 1824 по 1851 годы Воронцовский парк создавал талантливый немецкий садовод-ботаник Карл Антонович Кебах. Важной архитектурной особенностью стало расположение дворца соответственно движению гор, благодаря чему дворец очень органично «вписался» в окружающий ландшафт и обрел свой оригинальный художественно-выразительный образ. На фотографиях представлен парадный вход во дворец и парк на фоне Ай-Петри.

Церковь Воскресения Христова над поселком Форос построена в 1892 году на обрывистом утесе - Красной скале. Высота строения над уровнем моря - около 400 метров. Церковь возведена на средства владельца имения Форос чаепромышленника А.Г.Кузнецова по проекту академика Н.М.Чагина в память о «чудесном спасении» императора Александра ІІІ и его семьи при крушении поезда в октябре 1888 года на станции Борки.

Представлены виды Георгиевского монастыря - одной из старейших православных обителей в Крыму, расположенного на мысе Фиолент близ Балаклавы. Запечатлена лестница – спуск к морю от монастыря. Когда эти места посетил A.C.Пушкин, он так написал об обители: «Георгиевский монастырь и его крутая лестница к морю оставили во мне сильное впечатление».

Графская пристань в Севастополе построена в 1846 году по проекту инженера Джона Уптона. Она стала парадным входом в Севастополь со стороны моря. В период первой обороны Севастополя через Графскую пристань проходило снабжение всех бастионов боеприпасами и продовольствием. В ночь на 26 августа 1855 года ракета союзников подожгла русскую баржу с порохом, стоявшую у пристани, мощный взрыв вызвал значительные разрушения. Графская пристань является главной пристанью города. Здесь начинаются военно-морские парады. На фотографиях отразились Южная бухта, Малахов курган, виды Херсонеса и Адмиралтейского Владимирского собора.