|
Vue du Canal la Fontanka pres du Jardin D'ete. - Виды Санкт-Петербурга: Вид реки Фонтанки и Летнего сада. Париж, М.Ф.Дамам-Демартре, 1813. Гравюра в паспарту и в раме. Размер оттиска: 42,2 х 61 см. Размер в раме: 74 х 89,5 см. Очень хорошая сохранность. Редкость. Гравюра обладает историко-культурным и художественным значением, представляет значительный интерес для музеев. Имеется экспертное заключение Российской государственной библиотеки.
Представленная гравюра, исполненная в технике акватинта, выполнена по собственному рисунку известным французским художником и гравером Мишелем Франсуа Дамам-Демартре (1763-1827). Его учителем был знаменитый художник Жак Луи Давид (1748-1825). С 1796 г. Ф.М.Дамам-Демартре выставлял свои работы в Салоне Лувра. С 1796 по 1805 г.г. художник находился в России, где создал несколько серий рисунков с видами городом и сценами из русской жизни. В Париже в 1811 г. им был награвирован по собственным рисункам и издан альбом, состоявший из 24 видов С.-Петербурга, Царского Села, Москвы и некоторых других городов и гравюр с жанровыми сценами из русской жизни; также в альбом вошло восемь гравюр Ф.Л.Дебюкура по рисункам Дамам-Демартре с изображениями русских экипажей. Первое издание альбома вышло в Париже у Жилле (impr. De Gille) в 1811 г. под названием «Collection complete des divers jardins et points de vues, des maisons de plaisance imperials de Russie…». В 1810-х г.г. альбом переиздавался в различных вариантах.
Настоящий лист, судя по указанию имени печатника-издателя, «De l'Imprimerie de Bassand» (внизу в центре) и сигнатуры «J» (внизу слева), был издан для альбома: «Vues des principales villes de Russie, costumes, et usages des habitans de setempite…”. Paris, impr. De Bassand, 1813. Особенности гравировки и качество оттиска этому не противоречат. Характер бумаги также позволяет отнести оттиск к началу XIX века.
В конце 1760-х г.г. в С.-Петербурге начали возводить гранитную набережную Невы возле Летнего сада. Одновременно с набережной построили два каменных моста: Прачечный и Верхне-Лебяжий. Сначала близлежащая к Фонтанке территория в основном застраивалась домами по типу загородных усадеб, часто со своими причалами у реки. Позже здесь развернулось строительство уже монументальных архитектурных зданий. На облике набережной и мостов отразились архитектурные перемены того времени: на смену пышному стилю барокко во второй половине XVIII века приходит строгий сдержанный классицизм.
На представленной гравюре изображен вид от «Баурского» дома, названного так по имени его владельца - инженера Ф.В.Баура, и Прачечного моста на Летний сад и Фонтанку вниз по течению.
Баурский дом (на гравюре слева) - памятник архитектуры строгого классицизма, был построен архитектором Ю.М.Фельтеном в 1781-1784 г.г. на двух участках у Прачечного моста. Вытянутое, прямоугольное в плане двухэтажное здание с предельно простым и лаконично обработанным фасадом - характерный образец рядовой застройки конца XVIII века. Вскоре после смерти Ф.В.Баура его только что отстроенный дом был куплен Дворцовым ведомством для расселения придворных служителей. С мая по ноябрь 1924 г. в Баурском доме на квартире О.А.Глебовой-Судейкиной жила А.А.Ахматова, бывали Н.Н.Пунин, Б.А.Пильняк, Ю.П.Анненков, Ф.К.Сологуб, Е.И.Замятин, К.С.Петров-Водкин, С.А.Есенин, О.Э.Мандельштам.
Прачечный мост был возведен в 1766-1769 г.г. по проекту архитектора И.Л.Росси, строительством руководил каменных дел мастер Т.И.Насонов. Свое название он получил в связи с тем, что неподалеку располагались дворцовые прачечные. Прачечный мост является старейшим каменным мостом С.-Петербурга. На месте Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны на стороне Летнего сада изображена церковь. Также на гравюре выделяются здания Соляного городка, сооруженного в 1780-х г.г. Эти здания в 1880-х г.г. были переданы Технологическому обществу, затем Военно-педагогическому музею, Сельскохозяйственному музею, Училищу барона Штиглица.