Вигель Ф.Ф. Воспоминания. 7 частей. М., 1864-1865. В двух современных полукожаных переплетах. Первое издание книги. Очень хорошая сохранность.
Автор: Вигель Ф.Ф.
Год издания: 1864
Вигель Ф.Ф. Воспоминания. 7 частей. М., в Университетской типографии, 1864-1865. 20 х 13 см. Первое издание знаменитых «Записок» Ф.Ф.Вигеля. В двух современных полукожаных переплетах. Очень хорошая сохранность, сбои в пагинации в частях 2-й и 6-й.
Часть 1. (1864). [4], 1-219, 222-237 с.
Часть 2. (1864). 244 с.
Часть 3. (1864). 186 с.
Часть 4. (1864). 178 с.
Часть 5. (1865). 218 с.
Часть 6. (1865). 1-33, 36-149 с.
Часть 7. (1865). 148 с.
Библиография: Международная книга, 3-53, 27-31, 59-438.
Современники ценили «Воспоминания» за обилие исторически значимого фактического материала, за наблюдательность автора, меткость его характеристик, живость изложения. Они отмечали ум писателя, его художественный слог, умение построить увлекательный сюжет. Мемуары Ф.Ф.Вигеля служат первостепенным источником для историков XIX века.
Филипп Филиппович Вигель (1786-1856) - русский дворянин финско-русского происхождения, в шутку называвший предков своих по отцу и себя «чухонцами». Выдающийся мемуарист, много повидавший на своем веку: он проехал империю от Прибалтики до Сибири и от северных губерний до Южной Новороссии, путешествовал по Европе и Святой Земле. Ф.Ф.Вигель близко знал многих великих современников: А.С.Пушкина, вместе с которым участвовал в работе кружка «Арзамас», И.А.Крылова, у которого учился изящной словесности, М.М.Сперанского (его Ф.Ф.Вигель застал в Пензе в изгнании, «как Наполеона на Эльбе»), а также В.А.Жуковского, П.А.Вяземского и многих других.
Самым известным произведением Ф.Ф.Вигеля стали его «Воспоминания», или «Записки», как они назывались в позднейших изданиях. Автор писал их в течение длительного времени - в 1830-1840-е г.г. До публикации Ф.Ф.Вигель читал их во многих знакомых столичных домах, они приобрели широкую популярность у слушателей. Первое издание увидело свет только после смерти автора в 1864-1865 г.г.
«Записки» дают богатейший материал для истории русского быта и нравов первой половины XIX века. Ф.Ф.Вигель создает многоплановую и выразительную картину пушкинской эпохи. Это обширная галерея портретов русских деятелей первой половины XIX века, широкая панорама тогдашней дворянской России, ее государственного строя, людей, его олицетворявших, живые образы и сцены из истории своего народа.
Ф.Ф.Вигель воспитывался в Москве и в южных имениях князя С.Ф.Голицына, где был в тесном общении с И.А.Крыловым, воспитателем княжеских сыновей. Состоял на службе в Московском архиве Коллегии иностранных дел, участвовал в посольстве Ю.А.Головкина в Китай, позднее был градоначальником Керчи и директором департамента иностранных вероисповеданий. Ф.Ф.Вигель помнил вступление на престол Павла I, знал императора Николая Павловича еще Великим Князем, видел семейство Е.Пугачева, соприкасался с масонами и мартинистами, посещал собрания квакеров в Михайловском замке. В «Записках» проходят генерал А.И.Кутайсов, князь А.Н.Голицын, поэт-министр И.И.Дмитриев, князь П.И.Багратион, И.Каподистрия, поколение Воронцовых, Раевских, Кочубеев. Ф.Ф.Вигель застал доживавшего свой век «на покое» выдающегося екатерининского полководца П.А.Румянцева-Задунайского. Отечественная война 1812 г., назначение М.И.Кутузова главнокомандующим, слухи о войне и дворцовых интригах, первые смутные известия о смерти Александра, заговор декабристов - все это проплывает перед глазами Ф.Ф.Вигеля и находит отражение в «Записках». Повествование заканчивается в начале 1830-х г.г. незадолго до восстания в Польше.
В книге представлена жизнь литературных салонов, в дружеской обстановке которых рождались гениальные стихи, происходили судьбоносные споры, под звон бокалов с шампанским рождалась русская идея или что-то иное. Так, именно Ф.Ф.Вигель, современник П.Я.Чаадаева, враждебно относившийся к его мрачным и немодным взглядам, обратил внимание церкви и правительства на «богомерзкую статью» этого чудака-философа в «Телескопе» за 1836 г., известную как «Философические письма». По мнению Ф.Ф.Вигеля, письма заключали в себе «ужасающую клевету на Россию». После этого верноподданнического поступка мемуариста журнал «Телескоп» был закрыт, общественное мнение признало П.Я.Чаадаева сумасшедшим, а его литературное творчество было подвергнуто обструкции.
Ф.Ф.Вигель в своих воспоминаниях намеренно субъективен, что сообщает им колорит и обаяние его личности. Некоторая резкость и спорность оценок будит в читателе мысль и стремление формировать собственные суждения. Красит повествование и даже делает его современным определенный налет цинизма и желчи, параллельно которому сосуществуют критическое отношение к себе и изрядная доля самоиронии.