Вишняков С. Святый Великий пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. М., 1893. Экземпляр с автографом Вениамина (Милова), архимандрита Покровского монастыря в Москве. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность.
Автор: Вишняков С.
Год издания: 1893
Вишняков С. Святый Великий пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн: Исторически-истолковательное изложение его жизни, служения и учения. Извлечено из книги протоиерея Симеона Вишнякова, с дополнениями и рисунками. Издание Афонскаго Русскаго Пантелеимонова монастыря. М., типо-литография И.Ефимова, 1893. 360 с.; 10 л. илл. 26,7 х 17,5 см. В современном полукожаном переплете. Сохранена иллюстрированная издательская обложка по рисунку А.Забелло. Очень хорошая сохранность. Профессиональная реставрация обложки. Экземпляр с автографом архимандрита Вениамина (Милова): «Дорогому о Господе о.Косьме от многогрешнаго Архим<андрита> В<ениамина>. На добрую и молитвенную память в день Анге[ла] 1 июня – <19>25 г. Покровс[кий] м<онасты>рь Москва». Запись сделана в последние месяцы функционирования храмов монастыря. Экземпляр имеет историческую ценность.
Покровский монастырь - ставропигиальный монастырь Русской Церкви в Москве, ныне женский, находящийся у Покровской Заставы в районе Таганки; в последние десятилетия в нем находятся мощи блаженной старицы Матроны. Монастырь был основан в 1635 г. царем Михаилом Федоровичем Романовымв память своего отца - патриарха Филарета, скончавшегося в праздник Покрова Богородицы. Ранее на месте монастыря находилось кладбище бездомных и странников, поэтому часто монастырь назывался также Божедомским, или «что на Убогих Домах». С 1870 г. монастырь был преобразован в Покровский миссионерский монастырь. В нем был создан Миссионерский институт для подготовки монашествующих, желающих направиться в просветительские миссии. В 1929 г. монастырь был закрыт, за три года до того в 1926 г. были закрыты храмы на его территории. Последним наместником Покровского мужского монастыря был архимандрит Вениамин (Милов).
Епископ Вениамин (в миру Виктор Дмитриевич Милов; 1887-1955) - иерарх Русской православной церкви, епископ Саратовский и Балашовский, магистр богословия. Родился в семье священника, окончил Яранское духовное училище, Вятскую духовную семинарию, учился в Казанской духовной академии, которую не закончил из-за Гражданской войны. В 1920 г. принял монашество. В 1922 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Стал ближайшим сотрудником епископа Гурия (Степанова), настоятеля Покровского монастыря. Епископ Гурий рукоположил о.Вениамина в 1923 г. в сан архимандрита. С этого времени архим. Вениамин управлял монастырем в качестве наместника. Он приобрел известность как талантливый проповедник и духовник. В последние месяцы существования монастыря в конце 1928-1929 г.г., ежедневно ожидая ареста, о.Вениамин писал «Дневник инока», опубликованный посмертно. В этом произведении он рассказывает о разорении властями обители: «Сначала отняли колокольню и снесли ее, церкви отгородили забором от жилых зданий. Потом закрыли Покровский собор, снесли часовни на кладбище, закопали могильные памятники в землю при расчистке площади кладбища под парк. Последним ликвидировали Воскресенский обительский храм».
Архимандрит Вениамин подвергался репрессиям и около 17 лет провел в лагерях и ссылках. Первый раз он был арестован в октябре 1929 г., обвинен в нелегальном преподавании детям Закона Божия и приговорен к трем годам заключения. В 1932-1938 г.г. он служил внештатным священником в церкви вмч. Никиты во Владимире, в храме исполнял обязанности псаломщика, а литургию служил тайно на дому. В 1938 г. был вновь арестован, отбывал срок в Устьвымлаге. С 1946 по 1949 г.г. жил в братстве Троице-Сергиевой лавры, где занимался богословием и преподавал. В 1948-1949 г.г. он был профессором по кафедре патрологии и инспектором Московской духовной академии. В начале 1949 г. о.Вениамин был вновь арестован и выслан на поселение в Казахстан. По возвращении в 1954 г. служил в Серпухове. В феврале 1955 г. был рукоположен в епископы, возглавил Саратовско-Балашовскую кафедру. О.Вениамин пользовался большой популярностью среди прихожан. Существует народное почитание архиерея, многие прихожане уверены в его святости.
Вишняков Семен Григорьевич (1824-1892) – священник, историк церкви, магистр богословия. В своем сочинении о личности и судьбе Иоанна Предтечи С.Г.Вишняков собрал все известные сведения о нем, содержащиеся в Евангелии, в сочинениях Отцов церкви и толкователей Священного Писания, а также использовал исторические источники (например, сочинения Иосифа Флавия и многие другие). Жизнь Иоанна излагается в широком религиозно-культурном и политическом контексте ситуации в Палестине и на Ближнем Востоке, например, выражается взгляд автора на взаимоотношения Иоанна Предтечи и секты ессеев. Автор пытается реконструировать духовное учение Иоанна и то, как оно могло восприниматься современниками. Это одна из первых русских работ по истории раннего христианства, в которых Евангелие используется именно как исторический источник, факты, представленные в нем, сопоставляются со сведениями из других исторических документов.
Сочинение впервые было опубликовано в журнале Московского Общества любителей духовного просвещения за 1871-1877 г.г. Описание судьбы и учения Иоанна Предтечи пользовалось большой популярностью у читателей, и в 1879 г. автор решил издать его отдельной книгой. Это было единственное прижизненное издание, второе вышло после смерти С.Г.Вишнякова, в 1893 г., при Афонском Пантелеимонове монастыре.