Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Воронец Е.Н. Четырехсотлетие российского государственного герба. Харьков, 1898. В роскошном современном цельнокожаном переплете и футляре с золотым и цветным тиснением на корешке и крышках. С автографом автора. Редкость.

Автор: Воронец Е.Н.
Год издания: 1898


Воронец Е.Н. Четырехсотлетие российского государственного герба. С рисунками. Харьков, типография «Южнаго Края», 1898. 53, II с., с илл.; 1 л. карточка для библиотечного каталога. 27 х 19,4 см. В роскошном современном цельнокожаном переплете и в современном цельнокожаном футляре с золотым и цветным тиснением на корешке и крышках. На авантитуле автограф автора: «Достоуважаемому труженику по истории доблестнаго Русскаго флота Петру Ивановичу Белавенец с сердечным пожеланием полнаго успеха подносит земляк составитель. Харьков, 1 января 1903». Отличная сохранность. Редкость.

Библиография: Международная книга, 44-48.


Внимание исследователей к отечественной военной геральдике в конце XIX - начале XX в.в. было вызвано последовательными изменениями в русском военном мундире. На развитие системы военной геральдики этого периода непосредственное влияние оказали изменения государственных символов страны, ставшие предметом анализа и широкого обсуждения в кругах отечественных историков. Поводом к дискуссиям стали не только изменения при Александре III государственных геральдических цветов на бело-сине-красное сочетание, но и периодические выступления ученых в пользу той или иной теории. Одной из самых известных книг на эту тему стало юбилейное издание Е.Н.Воронца.

Это была одна из первых попыток изложить историю русского герба за все время его существования. Е.Н.Воронец особое внимание уделил возникновению и последующему развитию государственных гербов Российской империи, воспроизвел тексты соответствующих указов. Особая глава была уделена традиции почитания русского знамени как символа возрождения Россией идеалов христианского просвещения. За свой труд 2 июня 1898 г. Е.Н.Воронец был удостоен благодарности императора Николая II. Многочисленные рисунки, помещенные в издании, сделаны рукой автора. Среди них представлены русские гербовые печати, имевшие хождение с 1497 г., знамена, народные флаги. В качестве концовки использован Малый Государственный герб Российской империи, утвержденный в 1883 г.

Е.Н.Воронец писал: «Много миллионов русских граждан высоко почитают свой мундир, свое звание и знамя, под которыми они служили и служат Царю и отечеству. Российский же Государственный герб есть всеобщее, объединительное для всех служащих и не служащих, древнее Русское знамя, есть наш общий многовековой символ, которым обозначается все наше Российское государство от Благочестивейшего Самодержавного Царя до последнего простолюдина. И как уважительно почтение к специальным нашим символам, к мундирам, знаменам, к званиям, с которыми служили и служим Богу, Царю и ближним, так не менее должно быть уделено и оказано внимания и чести нашему всеобщему государственному символу, четырехсотлетнему Российскому гербу, как бы самому Царю и отечеству».

Петр Иванович Белавенец (1873-1932) - капитан 1-го ранга, участник Русско-японской войны (Цусимского сражения), военный историк, писатель, нумизмат, геральдист, основатель отечественной науки по изучению знамен и флагов (вексиллологии). Как известный специалист в области геральдики, П.И.Белавенец встречался с автором настоящего издания на «Особом совещании для обсуждения вопроса о Российском национальном флаге» под председательством адмирала К.Н.Посьета в 1890 г. Несмотря на теплые, дружеские отношения между учеными, их взгляд на то, каким должен быть российский флаг, были различны. Е.Н.Воронец настаивал на том, что подлинно национальным флагом может считаться только черно-желто-белый (его изображение есть в книге), потому что «народ русский должен быть объединен в отличительных русских цветах только с царем и государством русским». П.И.Белавенец же считал, что национальным флагом должен стать бело-сине-красный триколор.

История российского государственного герба отсчитывается с 1497 г. Племянница последнего византийского императора Софья Палеолог вышла замуж за Ивана III, который присоединил регалии византийских императоров к знакам власти русских самодержцев. Этим актом он признал себя законным наследником единоверных ему греческих императоров. Именно Иван III окончательно избавил Московское государство от зависимости от Большой Орды, при нем в состав Великого княжества Московского вошли ярославские, новгородские, тверские, пермские земли. В 1497 г. был принят общерусский Судебник - единый свод законов страны. Именно в нем впервые говорится об учреждении государственного герба как такового. Двуглавый орел был выбран неслучайно. Если печать с одноглавым орлом была королевской, то двуглавая птица была символом императорской власти.

Не меньшее значение, чем орел, имел всадник, поражающий копьем дракона. В документах ХV-ХVI в.в. встречается толкование символа всадника как великого князя, царя, государя. Изображение всадника и образ популярного на Руси Святого Георгия Победоносца к XVIII веку объединились в одно целое. Почитание Святого Георгия как заступника (в русской литературе и искусстве он предстает в образе Георгия-«змееборца», в народном творчестве - как храбрый Егорий-воин, защитник от сил зла) объясняет, почему именно его московские князья избрали своим покровителем. Они не только переносили на себя деяния святого воина, но и изображались, как и он, на коне и с копьем. Традиция прочно связывала образ святого с основателем г. Москвы князем Юрием Долгоруким, покровителем которого являлся Георгий Победоносец. По мере укрепления царской власти, к символам двуглавого орла и всадника добавлялись новые атрибуты. В XVII веке «в пазноктех» (в лапах с когтями) орел держал скипетр и державу - регалии царской власти.