Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Врангель Н.Н. Венок мертвым. Художественно-историческия статьи. Спб., 1913. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.

Автор: Врангель Н.Н.
Год издания: 1913


Врангель Н.Н. Венок мертвым. Художественно-историческия статьи. Спб., [Типография Сириус], 1913. 24,5 x 19,5 см. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Сохранены издательские обложки. Отличная сохранность. На обороте титульного листа надпись синим карандашом: «Собранie Вячеслава Гавриловича Ульянинского в Москве 1878-1916». В.Г.Ульянинский (1855-1928) – начальник Московского Технического железнодорожного училища. Его библиотека состояла преимущественно из книг по русскому искусству, художественных изданий, собрания гравюр и литографий русских художников (См.: Богомолов С.И. Российский книжный знак 1700-1918. М., 2004. С.843).


В сборнике представлены образные и яркие характеристики русской культуры и искусства XVIII – начала XIX вв. показан процесс проникновения европейских мод и культурных влияний в русское общественное сознание. Автор высвечивает типичные черты того времени: «утверждаются у нас французские моды, голландская мебель, самоедские шуты, еврейская торговля, африканские арапы, итальянское искусство, немецкие напитки и ругательства». В России в результате удивительно синтеза отечественного и иностранного было создано искусство, почти не уступавшее западному. Сборник «Венок мёртвым» является данью памяти невероятно обаятельной эпохе, ушедшей без возврата, ставшей почти мифом, в которую складывались основы нового русского искусства и происходил активный культурный диалог России и Европы.

В сборник включены статьи «Русская женщина в искусстве», «Романтизм в живописи Александровской эпохи и Отечественная война», «Помещичья Россия», «Иностранцы XVIII века в России». Основное внимание в первой статье уделено образу русской женщины в поэзии и живописи XVIII века. Роль женщины в обществе со времен петровских реформ изменилась весьма существенно, она стала более свободолюбивой, раскованной. И в поэзии, и в живописи того времени женщина представала в окружении столь свойственной той эпохе пасторальной, бутафорской красоты. Вульгарная, «сочная» действительность обязательно затушевывалась и на картинах или поэтических страницах появлялись фарфоровые куклы, кокетки, благовоспитанные и возвышенные дамы галантного века.

Исследуются проявления романтизма в русской живописи начала XIX века. Статья о помещичьей России украшена изображениями прославленных усадеб и усадебного быта – Архангельского, Петровского, Ахтырки, Покровского-Стрешнева и ряда других. Здесь автор обращается к забавному, в чем-то милому, по-своему дорогому для русского культурного наследия, но заурядному с художественной точки зрения миру старых нянюшек, сонных прудов и жирных мосек. Н.Врангель рассказывает о духе этого особого усадебного мира, о наиболее известных усадьбах-жемчужинах, об их обитателях, убранстве поместий и сделанных руками неграмотных крестьян подлинных сокровищах, которые нередко скрывались в глухих именьях.

С некоторой иронией барон Н.Врангель говорит о том, что русские лежебоки оказались неспособны противостоять нашествию иностранцев, гнавшихся за славой на чужбине. Поэтому среди художников XVIII столетия так много иностранных имен. Автор рассматривает основных представителей европейской художественной «диаспоры», начиная с эпохи Петра Великого, обращается к их произведениям, их творческим достижениям на русской почве.

Статьи сопровождаются иллюстрациями – вклейками в тексте, и заставками-силуэтами (репродукции работ классиков русской живописи XVIII-XIX вв. из разных дворянских собраний, дворцов и имений).

Николай Николаевич Врангель (1880-1915) – известный писатель-искусствовед, историк искусства, сотрудник Эрмитажа, читал лекции в Институте истории искусств. Среди предков барона был Абрам Ганнибал. Был близок с А.Бенуа, С.Дягилевым и другими членами кружка «Мир искусства». Барон Н.Н.Врангель занимался организацией художественных выставок, на которых экспонировались произведения русского и зарубежного искусства. Неоднократно он совершал поездки по России и за границу для осмотра частных и музейных коллекций с целью сбора выставочных экспонатов. Перу Врангеля принадлежит множество трудов по истории искусства - «Миниатюра в России» (1909), «История скульптуры» (1911), «Венок мертвым» (1913) и др. Барон Врангель - колоритная личность богемного Петербурга того времени, завсегдатай «Бродячей собаки», острослов и насмешник, автор эпиграмм и анекдотов.

Библиография: Международная книга 54-167, 72-150.