Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Яковлев-10. [Альбом]. Б.м., ок. 1944-1945. В иллюстрированной издательской обложке и в современном художественном футляре. Большая редкость.

Автор: Без автора
Год издания: 1944


Яковлев-10. [Альбом]. [Б.м.: НКАП СССР, ок. 1944-1945]. [13] л. илл. 27,9 х 21,5 см. В иллюстрированной издательской обложке и в современном художественном футляре. На передней обложке наклеена фотография Як-10. Очень хорошая сохранность. Утрата нижнего левого края фотографии на обложке. Большая редкость. Отсутствует в собраниях крупнейших российских библиотек РНБ, РГБ.


Уникальный альбом, в котором представлены преимущества нового самолета конструкторского бюро под управлением Александра Сергеевича Яковлева. Издание было подготовлено Народным комиссариатом авиационной промышленности в ограниченном числе экземпляров, часть альбома составлена вручную. Книга носит рекламный характер. Большая часть фотографий выполнена в технике фотомонтажа и несравнимо выше типового исполнения, а текст издания был набран на печатной машинке, что подтверждает малый тираж издания.

Самолеты Александра Яковлева стали безусловными лидерами советского авиастроения в годы Второй мировой войны. Истребитель Як-9 стал одним из двух самолетов (второй - Ла-5), вынесших на своих крыльях основную тяжесть воздушной войны на советско-немецких фронтах. Разработка новой военной техники в условиях военного времени была неприоритетным направлением, так как большой модельный ряд самолетов скоро порождал нехватку деталей, необходимость в обучении пилотов и другие трудности. Разработка новой модели Як-10 в таких условиях была незаурядной задачей.

В 1944 г. коллектив опытного конструкторского бюро А.С.Яковлева одновременно с совершенствованием своих истребителей начал разработку легкой многоцелевой машины, которую можно использовать в качестве связной и штабной на фронте, почтово-пассажирской на местных воздушных линиях и учебной в аэроклубах. На примере фотографий из альбома видно, что конструкторы не отвергали возможность использования машины в частной авиации. Особенно подчеркивалась легкость управления - на одной из фотографий книги помещена надпись: «В эксплуатации "Як-10" не сложнее автомобиля». Чтобы самолет полнее отвечал всем вариантам его применения, по мнению конструкторов, он должен иметь просторную четырехместную кабину автомобильного типа, механизированное крыло, простую, технологичную конструкцию из дешевых материалов, серийный легкий двигатель, хорошие взлетно-посадочные характеристики. Такие качества удалось получить благодаря низкому расположению кабины, легкосъемному капоту, запуску мотора сжатым воздухом и высокому расположению крыльев.

Первый полет Як-10 состоялся в конце 1944 г. Летчики особенно оценили удобство и легкость управления, несложный ремонт, низкую скорость взлета и посадки, которая позволяла обеспечить безопасность даже при отсутствии оборудованных аэродромов. Испытания показали возможность использования самолета для почтового сообщения, санитарной авиации, сельского хозяйства. Легкий Як-10 рассматривался как прекрасный образец для серийных самолетов семейного типа. В 1945 г. была выпущена небольшая серия в 40 машин, которые использовались в военной авиации как самолеты связи.

Если основная конструкция Як-10 показана в альбоме снимками действующих машин, то дополнительные модели Як-10С (санитарный) и Як-10Г (гидро, с поплавковым вариантом шасси для приземления на воду) присутствуют только на рисунках. Их выпуск был открыт только в 1947 г. Вариант гидросамолета прошел только заводские испытания, полные летные данные не снимались. На эскизе санитарной машины можно увидеть треугольную дверь для носилок на левом борту - конструктивную особенность, которая сохранилась и в готовом проекте. По личному заданию И.Сталина в 1946 г. на основе Як-10 был разработан легендарный многоцелевой самолет Як-12, некоторые из образцов которого действуют в гражданской авиации и по сей день.

В альбоме были показаны и некоторые технические параметры самолета, его удобство и экономичность использования, возможность летних и зимних полетов. Радиус полетов, которые мог совершать Як-10, был обозначен на особой карте, где за точку отправления была принята Москва. Таким образом, по карте можно было увидеть, что самолет способен преодолеть с тремя пассажирами расстояние до Смоленска, Орджоникидзеграда (Брянска), Воронежа, Великих Лук, Вологды, Горького (Нижнего Новгорода), Тамбова и других городов Советского Союза.