Ясевич-Бородаевская В.И. Борьба за веру: Историко-бытовые очерки и обзор законодательства по старообрядчеству и сектантству в его последовательном развитии. Спб., 1912. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.
Автор: Ясевич-Бородаевская В.И.
Год издания: 1912
Ясевич-Бородаевская В.И. Борьба за веру: Историко-бытовые очерки и обзор законодательства по старообрядчеству и сектантству в его последовательном развитии. С приложением статей закона и Высочайших указов. С 4-мя фотографическими таблицами. Спб., Государственная типография, 1912. XXX, [2], 656 c.; 4 л. илл. 26,5 x 17,6 см. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность. На передней обложке, титульном листе и некоторых страницах владельческий штамп: «Домашняя библиотека Улитина Алексея Викторовича».
Библиография: Международная книга, 52-877.
Алексей Викторович Улитин (1910-1970) - геолог, библиофил. Собирал книги и альбомы по истории, искусству, церковной истории, книговедению. Основная часть его коллекции (433 экз.) хранится в Фонде редкой книги Смоленской областной Универсальной библиотеки. Книги из собрания А.В.Улитина относятся к 1765-1950 г.г. и представляют собой преимущественно издания XIX - начала XX в.в. Среди них - нумерованные издания, книги с автографами.
Настоящее сочинение представляет собой ценный источник по истории старообрядчества и сектантства в России в XIX - начале ХХ в.в. В нем собраны разнообразные материалы, затрагивающие социальное и правовое положение преследуемых религиозных течений христианства. Здесь на основе документов характеризуется их уклад жизни, традиции и обычаи. Ценность работы заключается в том, что автор книги пользовалась не только архивными источниками, но в течение 25 лет тесно общалась с так называемыми «раскольниками», исследуя их быт и взгляды. Книга свободна от штампов господствующей Церкви, более того, автор симпатизирует многим религиозным группам, показывая их историческое и культурное значение. В.И.Ясевич-Бородаевская рассматривала возникновение сектантства в России как результат внутреннего развития народного духа, когда на смену отжившей религиозной идеологии приходят новые формы духовного творчества.
Автор подчеркивает высокую образованность немецких колонистов-меннонитов, отсутствие у них многих вредных привычек, безупречный моральный облик их пастырей. Все это имело нравственное воздействие на живших по соседству православных русских крестьян. «Борьба за веру» в значительной мере посвящена внутренним проблемам русской православной церкви, которые становились все очевиднее к началу XX века.
Представлено религиозное законодательство второй половины XIX века, рассмотрены преследования старообрядцев, штундистов и других «сектантов», некоторые шаги властей в направлении свободы совести. Разъясняются обстоятельства принятия тех или иных законов, комментируется их содержание. Большое внимание уделено сектантам юга России, преимущественно на территории Украины (хлыстам, прыгунам, баптистам), а также положению с религиозным инакомыслием в начале XX столетия: проблемам диалога между никонианами и старообрядцами, причинам тяготения интеллигенции и народа к сектам и отрицательной роли православного духовенства в этом процессе. Особое место в книге отведено анализу религиозного мировоззрения и нравственных убеждений Л.Н.Толстого.
В.И.Ясевич-Бородаевская приводит общие сведения по истории русского старообрядчества, об основах их вероучения и особенностях обрядности. Она доказала глубокую несправедливость взгляда на старообрядчество как на пустое обрядоверие, подчеркивала его неразрывную связь с прошлым, его жизненность и цельность. В борьбе староверов со стремлением высшей иерархии управлять без народа исследовательница видела воплощение самого духа учения Церкви, протест против того, что церковь стала орудием светской власти. Автор опровергает мнение о невежестве староверов, их нелюбви к образованию, на собственном опыте демонстрирует некомпетентность и грубость многих православных миссионеров, пытавшихся спорить со староверами. Это был принципиально новый взгляд на старообрядцев.
В «Приложениях» опубликован целый комплекс документов конца XIX - начала XX в.в. Среди них Императорские указы и манифесты, в том числе указ «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г., знаменитый манифест 17 октября 1905 г., документы о порядке образования старообрядческих и сектантских общин, о репрессиях против особо опасных сектантов, материалы судебных процессов по делам сектантов, постановления правительственных органов, циркуляры Министерства внутренних дел. В книге опубликованы тексты и ноты духовных стихов, псалмов, подробное описание встреч и бесед автора с некоторыми сектантами и их идеологами.
Выход в свет «Борьбы за веру» был встречен с большим сочувствием в крупнейших газетах и журналах. Книга В.И.Ясевич-Бородаевской была в то время фактически единственной в своем роде.
Варвара Ивановна Ясевич-Бородаевская (1859-1920) - правовед, исследовательница старообрядчества и сектантства, действительный член Русского географического и С.-Петербургского религиозно-философского обществ, Юридического общества при С.-Петербургском университете. Ее первая статья на тему сектантства, посвященная секте шалапутов на Украине, появилась в 1883 г. в «Русских ведомостях», после чего В.И.Ясевич-Бородаевская неоднократно печаталась в прессе, выступала с научными докладами, принимала непосредственное участие в работе над указом о религиозной свободе, вышедшим в апреле 1905 г.