Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Юрьев Б.Н., Лесникова Н.П. Аэродинамические исследования: Экспериментально-аэродинамический отдел. Лаборатория имени проф. Н.Е.Жуковского. М., 1928. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.

Автор: Юрьев Б.Н., Лесникова Н.П.
Год издания: 1928


Юрьев Б.Н., Лесникова Н.П. Аэродинамические исследования: Экспериментально-аэродинамический отдел. Лаборатория имени проф. Н.Е.Жуковского. М., издание Научно-технического управления В.С.Н.Х., 1928. 425, [2] c., с илл. и табл. в тексте и 10 илл. на отдельных листах. 25 х 15,5 см. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. Тираж 2000 экз.


Настоящее издание стало первым трудом по экспериментальной аэродинамике на русском языке и первым в серии исследовательских работ по аэродинамике, опубликованных Центральным аэро-гидродинамическим институтом. Теоретические работы в этой области, публиковавшиеся в 1920-х г.г., были, в основном, переводными, а зарубежные методы расчетов иногда значительно отличались от отечественной практики.

В книге описаны наиболее интересные и важные эксперименты, проводившиеся в Лаборатории имени проф. Н.Е.Жуковского в 1924-1925 г.г. Многие из них нашли применение в самолетостроении следующих лет. Целый ряд работ касался испытаний крыльев и фюзеляжей, аэропланных механизмов, различных моделей аэростатов и самолетов 1920-х г.г. Помимо подробных отчетов об экспериментальных исследованиях, книга содержит описание применявшихся в лаборатории методов аэродинамических исследований и описывает их эволюцию за десять лет (с 1918 по 1928 г.). Показан общий вид электрической подстанции лаборатории, первых испытательных аэродинамических труб, моделей самолетов и зданий, использованных в экспериментах.

Одним из авторов книги стал выдающийся русский ученый-авиатор Борис Николаевич Юрьев (1889-1957), изобретатель «автомата перекоса», который сделал возможным создание устойчивых и хорошо управляемых вертолетов. Работу в экспериментальной лаборатории Б.Н.Юрьев начал под руководством отца русской авиации Н.Е.Жуковского (1847-1921), блестящего физика-механика, создателя аэродинамики как науки, изобретателя. Главы об испытании крыльев, фюзеляжей, аэропланных лыж и колес и др. написала Нина Павловна Лесникова, автор нескольких трудов по аэродинамике.

Экспериментальная аэродинамическая лаборатория, выпустившая книгу, была основана в 1908 г. на базе Московского Высшего технического училища (МВТУ) вместе с воздухоплавательным кружком, после первых лекций Н.Е.Жуковского. Под его руководством велась постройка моделей летательных аппаратов, разрабатывались теоретические вопросы самолетостроения. Из этого объединения студентов вместе с Б.Н.Юрьевым вышли многие известные деятели авиации и техники: А.А.Архангельский, В.П.Ветчинкин, Г.М.Мусинянц, Г.Х.Сабинин, Б.С.Стечкин, А.Н.Туполев.

Лаборатория, расположенная в МВТУ, была первой в мире и привлекала к себе огромное внимание всех, кто интересовался авиацией. Она быстро разрасталась и к 1916 г. занимала уже все здание Московского училища. Проектирование и наблюдение за постройкой в лаборатории первой аэродинамической трубы было поручено А.Н.Туполеву, успешно решившему задачу. Одновременно с этим была построена и деревянная ротативная машина для исследования моделей винтов. Здесь были экспериментально подтверждены некоторые законы, открытые Н.Е.Жуковским, в частности – о подъемной силе крыла самолета. После 1917 г. Лаборатория вошла в состав Центрального аэро-гидродинамического института и, пережив трудный период Гражданской войны, получила достойное финансирование и помещения как ведущая организация в развитии отечественного самолетостроения.