Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Зеньковский В.В. История русской философии. 2 тома. М., 1956. В двух издательских переплетах с золотым тиснением. Очень хорошая сохранность. Издание из спецхрана, вышло ограниченным тиражом. Первое русское издание.

Автор: Зеньковский В.В.
Год издания: 1956


Зеньковский В.В. История русской философии. 2 тома. М.: издательство иностранной литературы, 1956. 21,4 x 14 см. В двух издательских переплетах с золотым тиснением на передних крышках и корешках. Очень хорошая сохранность. В верхнем правом углу титульного листа каждого тома: «Рассылается по специальному списку». Издание из спецхрана, вышло ограниченным тиражом. Первое русское издание.

Т. 1. 428 с.
Т. 2. 416 с.


Книга «идеалиста-церковника» и белоэмигранта В.В.Зеньковского (как его охаратеризовали в советском издании) приводится по известному парижскому изданию 1948-1950 г.г. По словам Зеньковского, написать историю русской философии было мечтой многих лет его жизни. С 1910 г. он собирал материалы для этой работы. Особое значение при подготовке книги имели лекции по истории русской философии, которые Зеньковский читал в Богословском Институте. Он не только излагает и анализирует построения русских философов, но и связывает эти построения с общими условиями русской жизни. В книге ставится задачая ознакомления читателей с историей русской философии - во всей полноте относящегося сюда материала, в его внутренней диалектической связности и исторической последовательности. Этот труд стал по существу первым столь полным обзором истории отечественной философии.

Самостоятельное творчество в области философии, по мнению Зеньковского, можно найти в России со второй половины XVIII века. В XIX веке началась эпоха интенсивного философского движения, которое определило пути философии в России. До второй половины XVIII в. философские запросы не были чужды русскому уму, однако они проявлялись достаточно часто в религиозном миросозерцании. Нужны были огромные усилия для того, чтобы совместить в себе необходимое ученичество и свободное собственное творчество. Русская мысль всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой.

С одной стороны, приобщаясь к философской культуре Запада, русские мыслители как бы сокращали для себя путь восхождения на высоты философской мысли и быстро входили в сложную философскую проблематику своего времени. В этом отношении достойно удивления то, с какой быстротой оказывались на высоте современности русские ученые (Ломоносов, Лобачевский и др.). В то же время целые поколения попадали в плен к Западу, в страстное и горячее следование его созданиям и исканиям. В XIX в. и философия в России нашла свои пути, не чуждаясь Запада. В русской философии есть некоторые своеобразные особенности, которые отодвигают теорию познания на второстепенное место. Русские философы были очень склонны к так называемому онтологизму при разрешении вопросов теории познания, т.е. к признанию, что познание не является первичным и определяющим началом в человеке. Зеньковский на первый план выдвигает антропоцентризм русских философских исканий - о человеке, его судьбе и путях, о смысле и целях истории.

Автор рассматривает влияние Византии на некоторые черты мировоззрения русских мыслителей, юродство и его место в религиозной жизни на Руси, основные идеологические искания Средневековья, сущность церковного раскола, появление социальных учений на русской почве, масонство, философию в высших школах, мистицизм начала XIX века, роль войны 1812 года в развитии общественной мысли. В центре внимания Зеньковского – все более или менее значительные школы, течения и явления в русской философской мысли - от «Третьего Рима», просветителей XVIII века, до русских гуссерлианцев, неокантианцев, марксистов, метафизики вседеединства В.Соловьева и философской системы С.Франка.