Житие, страдания и чудеса св. Димитрия царевича с оригинала подлиннаго почерка св. Димитрия митрополита Ростовскаго. С снимком почерка руки его и изображением св. Димитрия царевича. М., 1889. В переплете эпохи. Отличная сохранность.
Автор: Димитрий Ростовский, св.
Год издания: 1889
Житие, страдания и чудеса св. Димитрия царевича с оригинала подлиннаго почерка св. Димитрия митрополита Ростовскаго. С снимком почерка руки его и изображением св. Димитрия царевича (в двух видах). М., типография Л.А.Снегиревых, 1889. [2], III, 30 c.; 3 л. илл. 21 x 14,1 см. В переплете эпохи с золотым и блинтовым тиснением на крышках. Отличная сохранность.
Настоящее издание было подготовлено епископом Угличским Амфилохием. За этот труд он был удостоен Высочайшей благодарности. Епископ Амфилохий (в миру Павел Иванович Сергиевский) - известный ученый, действительный и почетный член многих исторических и археологических обществ, член-корреспондент Академии наук и почетный член Петербургской духовной академии. В 1844 г. окончил курс в Московской духовной академии, в 1842 г. принял монашество. С 1845 г. был смотрителем Cуздальских духовных училищ, в 1852 г. возведен в сан архимандрита, в 1856-60 г.г. был настоятелем Воскресенского ставропигиального монастыря и составил за это время описание всех рукописей монастырской библиотеки. В 1870 г. стал настоятелем Московского Даниловского монастыря. Епископ Амфилохий известен своими многочисленными учеными трудами по изучению греческих и древних церковно-славянских памятников.
Текст жития для настоящего издания был заимствован из рукописи, написанной свт. Димитрием Ростовским и хранившейся в церкви, построенной на месте гибели царевича Дмитрия в Угличе. С этой рукописи житие было напечатано в Минеях четьих, подготовленных св. Димитрием Ростовским в конце XVII - начале XVIII в.в. Во введении представлено краткое археографическое описание рукописи с житием. Святитель Димитрий Ростовский написал житие и описание чудесных исцелений по молитвам святого царевича Димитрия. Как важный памятник русской агиографии житие вошло в составленные святителем Минеи, где наряду с общерусскими находились местные повести, в частности Житие Димитрия-царевича.
Димитрий Иоаннович (1582-1591), святой царевич Угличский, Московский, сын царя Иоанна IV Васильевича Грозного и царицы Марии Нагой. О жизни Димитрия Иоанновича сохранились немногие отрывочные свидетельства. С другой стороны, о его смерти, переносе останков в Москву и канонизации, о совершенных святым посмертных чудесах сохранился большой круг разнообразных источников. Официальная версия об обстоятельствах и причинах смерти Димитрия Иоанновича изложена в материалах комиссии, посланной в Углич для расследования обстоятельств его смерти. Первые рассказы, излагавшие иную версию событий - об убийстве царевича по приказу Бориса Феодоровича Годунова, помещены в составе повестей, написанных после низложения и убийства Лжедмитрия I, в окружении нового царя - Василия Иоанновича Шуйского. На основе ряда источников XVII в. в 1703 г. создал Житие Димитрия Иоанновича свт. Димитрий (Туптало). В отличие от других Житий Димитрия Иоанновича оно включает описание чудес. Как известно, в мае 1584 г. Димитрий Иоаннович вместе с матерью и близкими родственниками был отослан в Углич, выделенный ему на содержание. 15 мая 1591 г. Димитрий Иоаннович погиб. После его смерти в Угличе произошли волнения, для расследования обстоятельств смерти Димитрия Иоанновича прибыла комиссия, результаты работы которой были доложены на заседании Боярской думы и Освященного Собора.
Димитрий Туптало (1651-1709) – святой, митрополит Ростовский, церковный писатель, один из образованнейших людей своего времени. В 11 лет поступил в Киево-Могилянскую коллегию, рано принял монашество. В 1684 г. в Киеве Димитрий приступил к составлению житий святых - Четьих Миней, и вел эту работу в течение 20 лет, издавая их отдельными томами. Он был искусным и тонким проповедником. В 1702 г. Димитрий назначен митрополитом в Ростов, где много сделал для просвещения местной паствы и священства. Мощи Димитрия Ростовского были открыты в 1752 г., а в 1757 г. он был канонизирован. Четьи Минеи Димитрия Ростовского пользовались в свое время огромной популярностью, служа излюбленным чтением для многих православных людей.