Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Житие и подвиги в Бозе почившаго блаженныя памяти старца схимонаха Зосимы, его изречения и извлечения из его сочинений. 2 части. М., 1889. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность.

Автор: Без автора
Год издания: 1889


Житие и подвиги в Бозе почившаго блаженныя памяти старца схимонаха Зосимы, его изречения и извлечения из его сочинений. В 2-х частях. Издание второе, исправленное и дополненное. М., типография Л. и А.Снегиревых, 1889. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность.

Ч. 1. 200 с.; 1 л. портр.
Ч. 2. 85, III с.


Схимонах Зосима (в миру - Захария Васильевич (Богданович) Верховский; 1768-1833) - схимонах, несколько десятилетий подвизавшийся вместе с наставником старцем Василиском в Рославльских, Коневецких и Сибирских лесах, духовный писатель, основатель двух женских монастырей: Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни под Москвой и Свято-Николаевской обители в Туринске. В Русской православной церкви причислен к лику общецерковных святых на Архиерейском соборе 2004 г.

Настоящее издание состоит из двух частей. Первая включает рассказ о жизни и подвигах старца, вторая содержит изречения старца Зосимы и некоторые его и о нем сказания, а также извлечения из его сочинений.

Старец Зосима (в миру Захария Васильевич Верховский) родился в 1768 г. в сельце Буловицы Смоленского уезда в семье дворянина. Начальное образование получил дома. Достигнув определенного возраста, поступил на службу в лейб-гвардию Преображенского полка. В 1786 г. он впервые посетил пустынников Рославльских лесов, и жизнь отшельников произвела на молодого человека неизгладимое впечатление. Покинув блеск столичной жизни, он пришел в Рославльские леса, а с 1789 г. поступил послушником в Коневский монастырь, где пек просфоры и служил пономарем в храме. В начале 1790-х г.г. принял постриг с именем Зосима и жил на безмолвии в лесах Коневца вплоть до 1799 г., после чего вместе со старцем Василиском ушел искать более глухие пустыни.

Трижды подвижники безуспешно пытались добраться до Афона. Увидев в этих неудачах промысл Божий, Зосима и Василиск в поисках места для устроения отшельнического скита обошли практически половину России. Наконец, в 1802 г. они поселились под Кузнецком в лесных кельях. Отшельники пребывали в совершенном безмолвии, лишь субботу, воскресенье и большие праздники проводили вместе, читали творения святых отцов, беседовали. Завели небольшой огород, ловили рыбу в озерах. Во время Успенского поста по реке Томь добирались до Кузнецка, чтобы причаститься. Так они прожили более 20 лет.

После смерти Василиска, зимой 1826 г. преподобный Зосима переехал в Москву, где основал обитель в Верейском уезде, получившую в 1856 г. статус Троице-Одигитриевского монастыря. Однако жажда безмолвия не покидала преподобного Зосиму. В трех верстах от пустыни в лесу старец выстроил себе келью. Обычно он жил в ней 5 дней в неделю, в субботу приходил на службу в храм, а в воскресенье вечером возвращался «на безмолвие». В это время он принял великую схиму.

Скончался старец в 1833 г. в день иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Похоронен, по завещанию, «около часовни, чтобы дождь с крыши, под которой Распятие Спасителя, орошал могилу». Впоследствии над могилой был построен Троицкий храм.