Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Житие и сказание отчасти чудес преподобного Василия Нового и видение ученика его Григория. М., 7420 (1911/1912). Старообрядческое лицевое издание на церковнославянском языке. Цельнокожаный издательский переплет. Очень хорошая сохранность.

Автор: Без автора.
Год издания: 1911


Житие и сказание отчасти чудес преподобного Василия Нового и видение ученика его Григория. М.: Христианская типография при Преображенском богадельном доме, 7420 (1911/1912). 145 л.; 45 л. илл. 23,3 х 18 см. Старообрядческое лицевое издание на церковнославянском языке. Печать в две краски. Переплет эпохи: доски в коже с блинтовым тиснением на крышках и корешке, ромбовидный фигурный средник с растительным орнаментом. Застежки желтого металла с глазковым орнаментом. Очень хорошая сохранность: л.122-123 наполовину выпадают из тетради, потертости на крышках, трещины на коже корешка.


Книга «Житие Василия Нового и Григориево видение» издавна входила в круг обязательного чтения всякого благочестивого христианина, напоминая о неотвратимой кончине, о Страшном Суде, на котором придется дать ответ за свою жизнь. Житие прп. Василия Нового (сконч. в 942 или 955 гг.) было создано во второй половине X в. в Константинополе и известно в нескольких редакциях. Древнейший славянский перевод был выполнен на Руси в конце XI в., второй - около XIV в. у южных славян. Во втором переводе житийные эпизоды были сокращены, основное содержание составили два видения: хождение прп. Феодоры по мытарствам и видение Страшного Суда Григорием, учеником прп. Василия Нового. Это произведение было очень популярно на Руси и стало источником православного учения о мытарствах. Со второй половины XVII в. Житие Василия Нового было по-новому осмыслено в старообрядческой среде, что обусловлено весьма выразительной эсхатологией, содержавшейся в данном произведении и перекликавшейся со старообрядческими ожиданиями Второго Пришествия. От XVII–XIX вв. дошло множество списков этого литературного памятника, в том числе лицевых. Житие нередко издавалось старообрядческими типографиями, выдержав до начала XIX в. не менее шести изданий. Со второй половины XVII в. среди старообрядцев широко распространились лицевые списки, как полного Жития Василия Нового, так и видений Григория и прп. Феодоры. С XVIII в. сюжеты Жития получают распространение в старообрядческом рисованном и печатном лубке.

Настоящее лицевое издание напечатано на вержированной бумаге, украшено цветными иллюстрациями (хромолитографиями) в традиции древнерусских миниатюр. Украшения в тексте: гравированные заставки. Сигнатуры и фолиация кириллическими цифрами, в центре нижнего поля первого листа тетради и в правом нижнем углу каждого листа соответственно.

Известная федосеевская типография при Преображенском богадельном доме действовала до 1917 года. Издания этой типографии распространенны среди старообрядцев-беспоповцев вплоть до настоящего времени.