Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Зиновьева-Аннибал Л. Тридцать-три урода: Повесть. Спб., 1907. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность.

Автор: Зиновьева-Аннибал Л.
Год издания: 1907


Зиновьева-Аннибал Л. Тридцать-три урода: Повесть. Третье издание. Спб.: Оры, 1907. 96, [8] c. 13 х 10 см. Прижизненное издание. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность. Утрата незначительного фрагмента передней обложки и верхней части корешка.


Настоящее издание повести стало последним, вышедшим при жизни Лидии Зиновьевой-Аннибал. «Тридцать три урода» были написаны после кончины тройственного союза, сложившегося между поэтессой, ее мужем Вячеславом Ивановым и художницей Маргаритой Сабашниковой (женой Максимилиана Волошина). Вячеслав Иванов, которому было посвящено произведение, считал его рассказом о трагедии художника, «обманутого объектом его искусства».

Критика встретила «Уродов» по одежке и сосредоточилась на рискованной и неожиданной фабуле произведения. Первая в России лесбийская повесть была запрещена к распространению на год, а весь тираж арестован. История актрисы Веры и ее юной возлюбленной оказалась слишком рискованной и шокирующей для русской читающей публики. А.Амфитеатров обрушился на книгу с критикой, назвав ее «рисунком из анатомического атласа», и встретил поддержку З.Гиппиус, похоронившую в «Братской могиле» (так называлась критическая статья) «Тридцать трех уродов» вместе с другими произведениями Л.Зиновьевой-Аннибал. Требования приличий и разгневанные отзывы окончились снятием судебного запрета в 1907 г., когда постановлением суда в издании не нашли «ничего, противоречащего нравственности и благопристойности». Впрочем, и при жизни автора книга нашла своих почитателей. Ее высоко ценил А.Блок, а М.Цветаева называла одним из своих любимых произведений. В.Иванов любил повторять: «только когда я читаю Зиновьеву-Аннибал, я вновь живу, снова плачу, как живой, снова у меня здоровое отношение к жизни». Скандал, связанный с изданием, сделал его самым известным произведением Л.Зиновьевой-Аннибал.

Книга вышла в только что созданном домашнем издательстве Л.Зиновьевой-Аннибал и ее мужа В.Иванова - «Оры» (1907-1912), которое объединило ближайшее окружение семьи литераторов. Среди изданий были сборники А.Блока, Г.Чулкова, М.Кузьмина, М.Волошина. Название издательства восходило к греческим богиням времен года и стражам Олимпа, открывающим и закрывающим облачные ворота Зевса.

Лидия Дмитриевна Зиновьева-Аннибал (1866-1907) – литератор Серебряного века, издатель. Вела свое происхождение от старинного дворянского рода Зиновьевых, по женской линии была в родстве с А.Пушкиным через Абрама Ганнибала. Это обстоятельство повлияло на выбор ее литературного псевдонима. С юного возраста Л.Зиновьева-Аннибал отличалась решительностью, упорством и готовностью стоять на своем. Получила блестящее домашнее образование. Первый брак, заключенный против воли родных, оказался неудачным. В июле 1893 г. в Риме Л.Зиновьева познакомилась в Вячеславом Ивановым, с которым провела в браке 12 лет. Была организатором и музой «Ивановских сред», открывшихся в 1905 г. Н.Бердяев называл ее «душой и Психеей» этих встреч. В круглой башне – угловой комнате квартиры Ивановых собирались К.Бальмонт, Н.Бердяев, Ф.Сологуб, Г.Чулков, В.Мейерхольд, Н.Котляревский, Ф.Зелинский, здесь присутствовали почти все знаковые фигуры русской литературы Серебряного века. На «средах» встречались люди очень разных дарований и интересов. Мистические анархисты и православные, декаденты и профессора-академики, нео-христиане и социал-демократы, поэты и ученые, художники и мыслители, актеры и общественные деятели - все сходились на Ивановской башне и мирно беседовали на литературные, философские и религиозные темы.

Первое появление в печати Л.Зиновьевой состоялось в 1899 г. в «Северном вестнике». Ее повести и рассказы высоко ценили многие именитые современники: В.Хлебников, Е.Гуро, А.Чеботаревская и др.