Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Знаменский П. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ея существования (1842-1870 годы). 3 выпуска. Казань, 1891-1892. Юбилейное издание. В трех современных полукожаных переплетах и в футляре. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Знаменский П.
Год издания: 1891


Знаменский П. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ея существования (1842-1870 годы). 3 выпуска. Казань, типография Императорскаго Университета, 1891-1892. 22,7 х 14,8 см. Юбилейное издание, вышедшее к 50-летию возобновления Казанской духовной академии, не переиздавалось. В трех современных полукожаных переплетах и в футляре. Отличная сохранность. Редкость.

Вып. I. (1891). [4], Х, 380, [1] с.
Вып. II. (1892). [4], IV, 592, [1] с.
Вып. III. (1892). [4], IV, 466, [1] с.


Петр Васильевич Знаменский (1836-1917) - выдающийся историк русской церкви, профессор Казанской духовной академии. С 1875 года он был председателем Комиссии по составлению «Описания рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской духовной академии», выходившего под его редакцией. За научные заслуги П.В.Знаменский был избран почетным членом всех российских духовных академий, членом-корреспондентом Петербургской Академии наук, действительным членом Общества истории и древностей российских, Общества Нестора-летописца.

Попытка создать Академию в Казани на базе духовной семинарии была предпринята еще в 1797 г., но в 1818 г. потерпела крах из-за хронического недостатка средств на содержание. Казанская духовная академия была вновь открыта в 1842 г. и имела огромное просветительско-миссионерское значение для всего Востока России. В настоящем издании автор исследовал жизнь Академии с 1842 г. до преобразования ее в 1870 г., когда начал действовать новый Устав, изменивший административное управление Академии, структуру курсов, материальную обстановку жизни, дисциплинарные правила, регламентировавшие жизнь студентов.

П.В.Знаменского отделяла временная дистанция от событий избранного периода, что увеличивало объективность его взглядов как историка, с другой стороны - он сам был выпускником и профессором Казанской академии. Молодость его пришлась именно на указанный период, поэтому в книге есть личный взгляд и воспоминания автора как очевидца и участника событий. Именно в этой двойственности точки зрения сам историк видел большое достоинство своей работы.

Духовно-просветительское значение Казанской академии было чрезвычайно велико. Во-первых, в ней были воспитаны и сформировались как ученые и богословы многие ее сотрудники и студенты, сложилась своя богословская, востоковедческая и церковно-историческая школа. Это был результат местной духовной жизни, реализация человеческого потенциала Казанской губернии и всего Поволжья. Достаточно вспомнить имена востоковеда и библеиста, члена-корреспондента Академии наук Н.И.Ильминского, профессоров П.В.Знаменского и Г.С.Саблукова, архимандрита Феодора (А.М.Бухарев), сибирского историка А.П.Щапова и многих других. Во-вторых, большие результаты дала просветительская и миссионерская деятельность преподавателей и выпускников Академии.

Кроме архивных документов, в своей работе П.Знаменский использовал хоть и немногочисленные, но важные воспоминания выпускников и сотрудников Академии, их письма. Были и собственные воспоминания автора, и устные расспросы коллег и бывших выпускников.

П.Знаменский вводит историю Казанской духовной академии в широкий контекст российской истории, истории Поволжья и Востока России второй трети XIX в. В книге значительное внимание уделено изучению учебного процесса, преподаванию философии, богословия, точных наук, истории, востоковедения, научно-исследовательской работе преподавателей. Кроме того, автор стремился представить личные характеристики людей, имевших отношение к истории Академии: чиновников Синода, казанских иерархов, ректоров, профессоров и преподавателей, а иногда и студентов. Описаны их заслуги, научно-богословские и миссионерские достижения, личные интересы и взаимоотношения.

В настоящем сочинении П.Знаменский на примере истории одного образовательного учреждения России дал общий срез работы государственной, церковной, административной систем, жизни академического сообщества, отношений духовного и светского начал, долга и карьерных устремлений, мировоззренческих изменений у поколений преподавателей и студентов в пореформенную эпоху.