Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Собор Василия Блаженного. Главный фасад напротив Кремля. Худ. А.Дюран 1843. Париж, [1849]. Тоновая литография в раме и паспарту. Отличная сохранность.

Автор: Дюран А., Раффе О.
Год издания: 1849


Cathedrale de Vassili Blagennoi. Facade principale. Cote du Kremlin (3 et 5 Octobre 1839). Andre Durand 1843. Figures par Raffet. Paris: Gihaut freres, editeurs; Imprime par Auguste Bry, [1849]. - Собор Василия Блаженного. Главный фасад напротив Кремля (3 и 5 Октября 1839). Художник Андре Дюран 1843. Фигуры резал Раффе. Париж, издатели Братья Жио, печатал Огюст Бри, [1849]. Тоновая литография в раме и паспарту, профессиональная подкраска акварелью, близкая ко времени издания. Размеры в раме: 70,6 х 54,5 см. Размеры оттиска: 43 х 29,5 см. Отличная сохранность.


Лист 48-й из серии видов России, вверху листа подзаголовок «Moscou» (Москва). На литографии представлен вид на собор Василия Блаженного, известный также как храм Покрова на Рву. Лист выполнен известными французскими литографами братьями Жио, работавшими в 1820-1860-е г.г., по рисунку художника Андре Дюрана. Его подпись с датой 1843 г. находится в центре внизу литографии.

Французский художник и путешественник Андре Дюран (1807-1867) одним из первых отразил облик российских городов. В конце 30-х г.г. XIX века он по приглашению князя Анатолия Демидова объехал Европейскую Россию и нарисовал с натуры виды многих российских старинных центров культуры, запечатлев их архитектурные памятники и жителей. Литографии А.Дюрана открывают перед зрителем процветающую страну, они сохранили образы двух русских столиц середины XIX века. Высокий стиль этих литографий делает их изысканным украшением интерьера.

Собор Василия Блаженного был построен в 1554-1557 г.г. в честь присоединения Казанского ханства к Московии. Храм стал небывалым произведением человеческой фантазии. Авторами собора летопись называет русских зодчих Постника и Барму. Существует легенда, согласно которой Иван Грозный, увидев построенный ими собор, был так восхищен его красотой, что приказал ослепить зодчих, чтобы они не могли нигде больше построить что-то равное собору по красоте.

Некоторые современные историки предлагают версию, по которой архитектором храма был один человек - Иван Яковлевич Барма, которого прозвали Постником за то, что он держал строгие посты. Что касается легенды об ослеплении, ее частичным опровержением может служить тот факт, что имя Постника в дальнейшем встречается в летописях в связи с созданием других значительных архитектурных сооружений.

Собор Василия Блаженного представляет собой симметричный ансамбль из восьми столпообразных церквей, окружающих девятый, самый высокий храм, увенчанный шатром. Каждая из восьми церквей названа в честь святого, в чей день произошло то или иное важное событие Казанских походов Ивана Грозного; центральная церковь посвящена празднику Покрова Богоматери - именно в этот день Казань была взята приступом. Приделы соединены друг с другом системой переходов. Столпообразные церкви увенчаны луковичными куполами, ни один из которых по архитектурному убранству не повторяет другие. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В целом собор создает ощущение праздничности и нарядности. До конца XVII века собор Василия Блаженного являлся самым высоким зданием в Москве. Его высота составляет 60 метров.

Трижды здание приходило в запустение из-за войн и эпидемий и в соборе прекращались службы, но с наступлением лучших времен он вновь начинал действовать и постепенно возвращал себе свой великолепный вид. О колоссальности собора говорит и тот факт, что в XVII-XVIII в.в. в нем существовало до 20 самостоятельных церквей. Особое впечатление этот шедевр русского зодчества производил на европейцев, потрясая их сочетанием неповторимых черт и стилей.