![]() |
![]()
|
Аболенский И. Московское государство при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне, по запискам архидиакона Павла Алеппскаго. Киев, типография С.Т.Еремеева, 1876. [2], 202 с. 22,4 х 14 см. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность. На титульном листе дореволюционный штамп: «Московский книжный магазин в Киеве».
Иван Аболенский - выпускник Таврической духовной семинарии (1881), диакон. Настоящая работа была написана им целиком на основании дневниковых записей архидиакона Павла Алеппского, которые он вел во время путешествия по России, с 1652 по 1657 г.г., сопровождая в поездке в Москву своего отца, патриарха Антиохийского Макария. В дневнике Павла Алеппского содержатся описания русской природы, встречавшихся городов, сел, монастырей, церквей; свидетельства о быте и нравах различных слоев московского общества; зарисовки характеров русских людей, в том числе царя Алексея Михайловича, патриарха Никона, бояр, князей, духовенства; сведения о государственном и церковном устройстве и управлении; описания Московских храмов и др. Особенно интересны данные о богослужении того времени, о взаимоотношениях Церкви и государства, важных событиях государственной и церковной жизни, о духовно-нравственном состоянии русского общества середины XVII века.
Павел Алеппский не просто путешественник и сторонний наблюдатель. Он высокопоставленный клирик Антиохийской церкви, приехавший в Россию из Сирии в составе делегации, имевшей весьма деликатные задачи. Его отцу, патриарху Антиохийскому, предстояло, с одной стороны, испросить материальную помощь для своей патриархии, с другой - своим авторитетом послужить решению ряда русских церковных дел.
Антиохийская церковь, наряду с другими православными Церквами, пользовалась в России XVII века огромным почитанием. В связи с этими архидиакон Павел имел свободный доступ к таким областям церковной жизни, которые были наглухо закрыты, по традициям того времени, для всех неправославных иностранцев. Последние, например, не имели права входить в русские храмы и монастыри, присутствовать за богослужением, тем более находиться в алтаре. Их передвижения в городе были очень ограничены, а личные контакты с населением строжайше запрещены. Архидиакон Павел оказался свободен почти от всех подобных запретов. Он имел возможность знакомиться со всеми сферами русской жизни, и с дружелюбным вниманием изучал жизнь Русской церкви и духовное состояние русского общества.