|
Амундсен Р., Эльсворт Л. Перелет через Ледовитый океан. Авторизованный перевод с рукописи М.А. и М.М.Дьяконовых. С 56 рисунками и картами. М.-Л.: Государственное издательство, 1927. 202, [2] с.; с илл. в тексте и на 18 отдельных листах; 1 карта. 23 х 15,5 см. Тираж 7000 экз. Прижизненное издание последней книги Р.Амундсена. В иллюстрированной издательской обложке и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность.
Руаль Энгельбрегт Гравнинг Амундсен (1872-1928) - великий норвежский полярный путешественник и рекордсмен. Он был первопроходцем в самых труднодоступных местах мира и участником сложнейших и наиболее рискованных проектов. Р.Амундсен 14 декабря 1911 г. первым достиг Южного полюса, первым побывал на обоих географических полюсах планеты, первым совершил морской переход Северо-Западным проходом вдоль северных сухопутных границ Канады, а позднее совершил подобный переход Северо-Восточным путем (вдоль берегов Сибири), впервые замкнув кругосветную дистанцию за Полярным кругом. Он был одним из пионеров применения авиации - самолетов и дирижаблей - в арктических путешествиях. Р.Амундсен погиб в 1928 г. во время поисков пропавшей экспедиции Умберто Нобиле. Полярный исследователь имел награды многих стран мира, в том числе высшую награду США - Золотую медаль Конгресса, его именем названы многочисленные географические и иные объекты.
Всю жизнь с юности Р.Амундсен шел к реализации своей мечты - быть великим арктическим путешественником. Его и трех его старших братьев с раннего возраста приучали к спорту, все четверо стали хорошими гимнастами. На лыжи Руаля поставили, как только он научился ходить. С 15 лет Р.Амундсен вел спартанский образ жизни: соблюдал строгую диету, постоянно физически упражнялся, спал на открытом воздухе даже зимой, регулярно совершал дальние лыжные походы. В школе он был стабильно худшим учеником, но выделялся упрямством и обостренным чувством справедливости. Директор школы отказал ему в сдаче выпускного экзамена из опасения опозорить заведение неуспевающим учеником, и юный Р.Амундсен сдавал экзамены экстерном. Мать хотела, чтобы младший сын вошел в круг интеллектуальной элиты страны, для чего перевезла семью в Кристианию. Семья купила дом невдалеке от королевского дворца. По настоянию матери Р.Амундсен поступил на медицинский факультет университета, но после ее смерти матери, когда ему был 21 год, он сразу же бросил университетские занятия и устроился на зверобойное судно. Кто-то из видевших Р.Амундсена в годы его первых путешествий назвал его «последним викингом». Весной 1895 г. Р.Амундсен успешно сдал экзамен на корабельного штурмана и мог добиваться места в экспедиции. Первое его путешествие 1896-1899 г.г. к берегам Антарктиды с целью достижения Южного полюса в составе бельгийской команды на судне «Бельжика», на год застрявшем во льдах, оказалась неудачна. Больше Р.Амундсен не путешествовал под чьим-либо руководством, а всегда набирал команды сам.
В настоящем издании рассказывается о последней знаменитой экспедиции Р.Амундсена, в ходе которой он, его партнер американский угольный магнат Л.Эллсворт, финансировавший экспедицию, с итальянской командой летчиков перелетели на дирижабле «Норвегия» Северный Ледовитый океан от Шпицбергена до Аляски. Маршрут пролегал через Северный полюс и составил около 3500 км. Дирижабль изготовил итальянский авиастроитель Умберто Нобиле и сам во главе своей команды провел корабль по маршруту. У.Нобиле не был уверен, что огромному дирижаблю под силу преодолеть такое расстояние.
Р.Амундсен назначил экспедицию на весну 1926 г., что, по всей видимости, было связано с его соперничеством с Ф.Нансеном, который готовил экспедицию в Арктику на тот же год. Американец Л.Эллсворт обеспечил финансовую сторону полета, предоставив более 100 000 долларов. Экспедиция завершилась полным успехом. Путешественники провели в воздухе 171 час, из которых 72 часа прошли в беспосадочном перелете над Северным Ледовитым океаном.
Состав экипажа определился только в день вылета. «Норвегия» отчалила от мачты в Нью-Олесунне 11 мая 1926 г. До полюса было 1280 км. Когда дирижабль находился на 88° 30’ с.ш., отпраздновали день рождения Л.Эллсворта, которому исполнилось 46 лет. В 02:20 12 мая путешественники достигли Северного полюса: дирижабль завис на высоте 200 м надо льдами и сбросил флаги представленных участниками экспедиции стран.
После достижения Северного полюса прервалась радиосвязь с дирижаблем. Всего радиостанция «Норвегии» передала в эфир 55 сообщений суммарным объемом в 1494 слова. К 14 часам 12 мая произошла первая авария из-за обледенения корабля. А действительно серьезные проблемы начались на Аляске 13 мая, когда дирижабль попал в сложные атмосферные условия. Команда была измучена работой - более 80 часов без сна, у некоторых членов экспедиции начались галлюцинации. Кроме того, на корабле забыли установить печку для камбуза, и питаться приходилось промороженной пищей, а чай и кофе в термосах быстро закончились. В 07:40 14 мая 1926 г. по Гринвичу «Норвегия» приземлилась. В Европе к тому времени о судьбе экспедиции не было никаких известий уже в течение трех суток. Только 17 мая, в день принятия Конституции Норвегии, газета «Афтенпостен» подробно опубликовала сенсационные сообщения об успешном перелете. Вскоре после окончания экспедиции и триумфального возвращения в Европу Р.Амундсен объявил о завершении своей карьеры путешественника и первооткрывателя.