Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Автомобили Горьковского автозавода. Горький: Горьковский автозавод, 1950-е г.г. Малотиражный заводской фотоальбом со снимками испытаний новых моделей автомобилей. В издательском переплете и в современном футляре. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Добровольский Н.Н.
Год издания: 1956


Автомобили Горьковского автозавода. [Фотографии Н.Н.Добровольского]. Горький: Горьковский автозавод, 1950-е г.г.]. Малотиражный заводской фотоальбом со снимками испытаний новых моделей автомобилей. 13 листов с 20 фотографиями. 23,4 х 32,8 см. Размеры снимков: 16,9 х 24,3 см. В издательском переплете и в современном художественном футляре. Отличная сохранность. Редкость.

В альбоме представлены модели послевоенных серийных автомобилей завода «ГАЗ» (до 1957 г. - «ЗИМ» (Завод имени Молотова)) конца 1940-х - 1950-х г.г. Особой ценностью альбома является то, что на фотографиях - первые образцы этих автомобилей до пуска в массовое производство. Среди марок, запечатленных на снимках, фигурируют автомобили ГАЗ-21 «Волга», ЗИМ (автомобиль так назывался до 1957 г., а далее - ГАЗ-12), полноприводный внедорожник М-72, классический внедорожник типа джипа с брезентовым верхом ГАЗ-69, гусеничный снего-болотоход ГАЗ-47, самый массовый грузовой автомобиль на 2,5 тонны ГАЗ-51. Эти автомобили разрабатывались, испытывались и вводились в массовое производство примерно с 1947 по 1956 г.г.

Особую редкость представляют снимки, на которых показаны государственные испытания этих марок. Они проводились в условиях российского бездорожья, весенне-осенней распутицы, разлива рек, а также на горных дорогах Кавказа. На фотографиях видно, что автомобили отличались высокой проходимостью. Опыт показал, что они были также весьма долговечны и надежны, служили верой и правдой по 30 лет и более. А легковые марки имели и изящный дизайн, созданный художником-конструктором Львом Еремеевым. Технической разработкой большинства легковых автомобилей занимался выдающийся конструктор Андрей Липгарт. Практически все запечатленные в альбоме автомобили вскоре стали легендарными и являлись лицом страны в 1950-х - 1970-х г.г. Работам коллектива конструкторов и дизайнеров завода ГАЗ, таким, как ГАЗ-21 «Волга» и грузовик ГАЗ-52 на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г. была присуждена высшая награда - Гран-при.

Автомобили разрабатывались, строились и испытывались в разное время. Так, гусеничный снего-болотоход ГАЗ-47 начал выпускаться в 1947 г. Прототип джипа ГАЗ-69 был создан в 1949 г., его назвали «Труженик», производство началось в 1953-1954 г.г. Прототип грузовика ГАЗ-51 появился еще в 1943 г.

В октябре 1950 г. с конвейера сошли первые автомобили ЗИМ, наиболее элегантные из послевоенной линейки легковых автомобилей завода. Машина имела роскошный дизайн в американском стиле, с большим количеством хрома во внешней и внутренней отделке. Модель начала разрабатываться в 1948 г. На завершение работ отводилось менее 2,5 лет. В 1951 г. были проведены государственные испытания трех автомобилей с полной нагрузкой. Пробег каждого автомобиля по результатам исследования составил 21 072 км. Именно эти машины показаны на снимках 8-9, 11-13 в альбоме. На снимке 10 представлен модернизированный ЗИМ-12В, внешне отличающийся радиаторной решеткой (имеется также на снимке № 3). Интересно и то, что двуцветные автомобили, встречающиеся на ряде фотографий, являлись экспортными вариантами продукции завода.  

ЗИМ был легковым автомобилем представительского класса на семь мест, не считая водителя. Он предназначался для поездок советских руководителей уровня заместителей. Выше него по статусу в то время был только ЗИС. Но конструкторы ЗИМа конкурировали с ним по качеству и более смелым инженерным решениям. Большинство автомобилей ЗИМ работало в гаражах предприятий и учреждений, а также в таксопарках. Немногочисленные машины попадали в продажу частным владельцам.

Автомобиль был по многим параметрам уникальным. В частности, на ЗИМе впервые в советской практике была применена гидромеханическая трансмиссия, обеспечивающая плавный разгон с места и удобство управления передачами. Кроме того, это был первый легковой автомобиль в мировой практике, имевший несущий кузов с тремя рядами сидений. Из-за этого он имел значительно более длинный корпус. Салон был более просторным, особенно по высоте, чем в обычных легковых автомобилях. Мощность шестицилиндрового мотора составляла 90 л/с.

Поздние прототипы отличались клетчатой решеткой радиатора, стилистически близкой к моделям фирмы Кадиллак образца 1948 г., в частности Cadillac Fleetwood 60 special. Первый показ автомобиля ЗИМ состоялся во время праздничной демонстрации 7 ноября 1948 г. в г. Горьком. 10 мая 1949 г. его опытные образцы получили положительную оценку советских руководителей в Кремле. А летом следующего года автомобили можно было увидеть на выставке «Автотракторная промышленность СССР» в Москве.

Николай Николаевич Добровольский (1906-1983) - официальный фотограф ГАЗа, член Союза журналистов СССР. Родился в г. Астрахани. Окончил Кременчугское коммерческое училище и промышленно-экономический техникум во Владикавказе. В 1929 г. переехал в Нижний Новгород. С 1931 г. фоторепортер газеты «Динамовец начеку». В 1936 г. был приглашен директором «ГАЗа» С.С.Дьяконовым на должность заводского фотографа.

За 46 лет работы Н.Н.Добровольский сделал десятки тысяч снимков и фиксировал каждое важное событие в жизни завода. На его фотографиях - первые руководители завода, стахановцы, инженеры, заводские корпуса, первые автомобили «ГАЗа» и др. В военные годы Н.Н.Добровольский выпускал в цехах боевые листки и фотовитрины, сделал фотоальбом «100 дней и ночей» о восстановлении разрушенного бомбежкой завода.

Особая тема творчества Н.Н.Добровольского - испытания автомобилей. Он был участником всех испытательных автопробегов - от ГАЗ-А и ГАЗ АА в 1930-е г.г. до автопоезда с дизельным двигателем в 1980-е. С фотокамерой он проехал по Советскому Союзу более полумиллиона километров.

Н.Н.Добровольский был обаятельным человеком, замечательным собеседником, круг интересов которого не ограничивался заводом. Он очень любил родной город и был автором фотоальбома к 750-летию Нижнего Новгорода.

Будучи членом Союза журналистов СССР, Н.Н.Добровольский участвовал в международных фотовыставках, в Москве проходили его персональные выставки. Награжден двумя орденами «Знак Почета» (1966, 1982), медалью «Заслуженный автозаводец» (1976).