Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Байдуков Г.Ф., Чкалов В.П., Беляков А.В. и др. По Сталинскому маршруту. 2 выпуска. М., 1936. Парадное издание, оформленное С.Телингатером. В издательских переплетах и в современном художественном футляре. Коллекционная сохранность

Автор: Байдуков Г.Ф., Чкалов В.П., Беляков А.В. и др.
Год издания: 1936


[Байдуков Г.Ф., Чкалов В.П., Беляков А.В. и др.]. По Сталинскому маршруту. 2 выпуска. [М.]: Партиздат ЦК ВКП(б), 1936. 16,8 х 11,7 см. Парадное издание. Оформление С.Телингатера. В издательских переплетах и в современном художественном футляре. Коллекционная сохранность.

Вып. 1. 227 с.; с илл. в тексте и 3 илл. на отдельных листах.
Вып. 2. 207 с.; с илл. в тексте и 3 илл. на отдельных листах.

Книга посвящена героическому беспосадочному перелету летчиков В.П.Чкалова, Г.Ф.Байдукова и А.В.Белякова на самолете «АНТ-25» по маршруту: Москва - Баренцево море - Земля Франца-Иосифа - Мыс Челюскина - Петропавловск-на-Камчатке - Николаевск-на-Амуре - Рухлово - Чита. Предполагаемая дальность полета должна была составить 10-11000 км. Перелет состоялся 20-22 июля 1936 г. В итоге, двигаясь со скоростью около 160 км/ч на высотах 1000-4400 м, самолет находился в воздухе 56 часов 20 минут и долетел без посадки до Николаевска-на-Амуре, преодолев 9375 км. Обратный маршрут полета пролегал из Николаевска через Хабаровск - Рухлово - Читу - Красноярск - Омск в Москву.

12-13 августа 1936 г. книга была уже подписана к печати. В ней рассказывается обо всех перипетиях полета и о летчиках-героях. Приводятся воспоминания пилотов о полете. Повествуется о достижениях советской авиации и чествовании летчиков. Публикуются некоторые документы полета и реакция на него в мире. Представлены статьи А.Н.Туполева и М.Слепнева о дальней авиации и беспосадочных перелетах, история разработки отечественного авиационного мотора М-34, поздравления других летчиков-героев экипажу (М.Громова, М.Слепнева, А.Ляпидевского, М.Водопьянова, С.Леваневского и др.). В.П.Чкалов говорит о практических выводах, сделанных на основе полета. Даны впечатления летчиков от острова Удд, перелетов в Хабаровск и далее в Москву. Кроме прочего, в книге помещено приветствие пилотам маршала М.Тухачевского.

Самолет АНТ-25 был построен Центральным аэрогидродинамическим институтом (ЦАГИ) и представлял собой свободно несущийся цельнометаллический моноплан с большим размахом крыльев, снабженный одним мотором «М-34» советской конструкции завода им. М.В.Фрунзе. Самолет был оборудован радиостанцией, способной передавать и принимать радиограммы в полете. Экипаж в процессе полета связывался с разными станциями на земле. Отрабатывалась их система взаимодействия друг с другом и с самолетом. Кроме того, проходила ориентация по радиомаякам.

В этом полете испытывалась не только выносливость воздушного судна, способность его двигателя и всего оборудования работать при низких температурах, но и радиосвязь с землей, возможность полета вслепую по приборам при сплошной облачности и в очень тяжелых метеоусловиях: сильный лобовой ветер, обледенение поверхностей самолета, сложности ориентирования. Самая опасная часть маршрута была в арктических широтах от Земли Франца-Иосифа до бухты Тикси. Здесь самолет обходил сильный арктический циклон с многоярусными тяжелыми облаками, растянувшийся от Новой Земли до Таймыра. Экипаж в этих условиях два раза сворачивал с пути и истратил много горючего. Связи с землей на этом отрезке почти не было. Сложности со связью были и в другие моменты полета - так, некоторое время экипаж не мог связаться с Петропавловском, затруднения радиоконтактов были и с Якутском. Для фиксации своего маршрута пилоты выбрасывали на землю вымпелы и проводили аэрофотосъемку.

Самолет менял план места посадки, приземлившись в конечном итоге около Николаевска, на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Эта посадка осуществлялась в условиях сплошного густого тумана, который был в границах южного циклона. В это время самолет испытывал сильное обледенение. Фактически, полет был приостановлен, так как основные задачи его были выполнены, а дальнейшее движение несло риск катастрофы. Пилоты за выполнение задачи получили звания Героев Советского Союза и премии от 30 000 (В.Чкалов) до 20 000 (Г.Байдуков и А.Беляков) рублей. Полет показал выдающееся мастерство пилотов, их бойцовские качества в следовании цели. Летчики стали живыми символами настоящих и будущих побед. Журналисты того времени отмечали, что в выполнении задания соединились «русский революционный размах и американская деловитость». В 1937 г. та же команда на том же самолете совершила другой рекордный полет из Москвы через Северный полюс в Ванкувер (штат Вашингтон, США), в результате чего был установлен рекорд дальности полета в 10 148 км.

Беспосадочный полет был выдающимся достижением советской научно-технической мысли, проявлением невероятного героизма летчиков. В результате самолет «АНТ-25» получил второе название «Рекорд Дальности» (РД) и стал первым в мире воздушным судном, совершившим трансполярный перелет. Эскизный проект самолета подготовил А.Н.Туполев в 1931 г., а целиком он был разработан бригадой П.О.Сухого. На летательном аппарате было установлено самое совершенное по тому времени пилотажно-навигационное оборудование: авиагоризонт, гиромагнитный компас, гиро- и радиополукомпас, авиационный секстант, солнечный указатель курса. Бортовая радиостанция обеспечивала передачу сообщений с самолета на расстояние до 5 000 км и позволяла пеленговать самолет с земли с дистанции до 2 000 км. Благодаря этому оборудованию полет мог выполняться в любое время дня и ночи и в любую погоду. На АНТ-25 было совершено несколько рекордных полетов. Он мог набирать высоту до 13 000 км, находиться в воздухе более 80 часов и лететь без посадки 12 500 км. Мировой рекорд дальности полета примерно в 12 400 км был установлен на нем в 1934 г. Но тогда это достижение не было официально оформлено. На основе этого воздушного судна был разработан первый советский дальний бомбардировщик АНТ-26. Он мог нести боевую нагрузку в 300 кг и имел скорость 240 км/ч.