Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Беляев И. Крестьяне на Руси: Изследование о постепенном изменении значения крестьян в русском обществе. М., 1860. Первое издание. Важнейшее сочинение историка. В современном полукожаном перелете. Очень хорошая сохранность. Редкость.

Автор: Беляев И.Д.
Год издания: 1860


Беляев И. Крестьяне на Руси: Изследование о постепенном изменении значения крестьян в русском обществе. М., в Университетской типографии, 1860. [2], 326 с. 24,8 х 16,3 см. Первое издание. Важнейшее сочинение историка, защищенное в качестве докторской диссертации и удостоенное сразу двух наиболее престижных академических премий - Демидова и Уварова, что почти не имело других прецедентов, поскольку премии существовали одновременно в коротком промежутке - 8 лет. В современном полукожаном перелете с золотым тиснением на корешке. Сохранен форзацный лист от старого переплета с владельческими подписями и большой необычной записью орешковыми чернилами. На лицевой стороне листа почерком середины XIX века владельческие подписи: «Студ<ента> Степана Загоскина (?)» (запись зачеркнута чернилами), ниже - близкого времени: «А.Гури<н>», ниже, вероятно, вторым почерком: «18 10/IV 64 Казань». На обороте форзаца запись мелкой гражданской скорописью второй половины XIX века: «“Кто был ребенком, в колыбели обезглавил выдру, тот возмужав задавит кентавров, исторгнет жертвы у ада, взойдет на небо за лаврами. Бери чего взор не обнимет, ломи чего разум не сломит. О юность! Орлиная сила в твоих крыльях и грому подобна твоя рука. Друзья, рука в руку, давайте опояшемъ одною цепью весь шар земной соединим мысли и дух наш в один фокус!!.. Вперед, вперед мир-громада, мы толкнем тебя на новые пути; освободившись отъ заплесневевшей коры, ты вспомянешь зеленые горы”. М-76». Очень хорошая сохранность. Редкость.

Этот прекрасный гимн юности, ее бесстрашию и силе в единстве очень отражает свое время и настроения студенчества в годы Великих реформ, когда на гребне студенческих волнений в России зарождалась идея социального переустройства и вера в возможность изменить мир к лучшему. Первая фраза записи - о могуществе героев и непреходящей награде за их подвиги. Очевидно, в ее основе - древнегреческий миф о Геракле. Именно Геракл в младенчестве убил двух змей. Среди его 12 подвигов один из первых - победа над девятиглавой Лернейской гидрой. Змеи и гидра могли смешаться в сознании в одно существо, превратившееся по созвучию с гидрой в «русскую» выдру, наделенную в мифологиях народов северных широт большой магической силой, имеющую связь с потусторонним миром. Образ ее часто пересекается со змеями. Во взрослом возрасте Геракл победил кентавра Несса, пытавшегося похитить его жену Деяниру. Затем герой спускался в царство мертвых Аида, откуда увел его стража Цербера и освободил Тесея. После смерти Геракла боги Афина и Гермес вознесли героя в золотой колеснице на вершину Олимпа, где он вошел в круг бессмертных. Исторжение жертв царства Аида пересекается и с освобождением грешников из ада Иисусом Христом.

Род дворян Загоскиных вел свое начало от татарина, выходца из Золотой Орды, Шевкал-Загора, получившего в крещении имя Александра Айбулатовича прозвищем Загоски. Род был весьма разветвленный и некоторые его представители жили в Казани, например, профессор и ректор Казанского университета Николай Павлович Загоскин (1851-1912) с 1870 г. связал свою судьбу с Казанью.

Иван Дмитриевич Беляев (1810-1873) - профессор истории и права, славянофил. В 1833 г. окончил юридическое отделение Московского университета. Ученик М.П.Погодина. Служил в московской конторе Святейшего Синода, потом в архивах Сенатском и Старых дел. Здесь он с увлечением занимался изучением документов; работал часто и в древлехранилище М.П.Погодина. Ученый издал и ввел в научный оборот множество ценных документов по русской истории. Он собрал интереснейшую коллекцию рукописей, переданную в Румянцевский музей. В 1848 г. И.Д.Беляев был избран секретарем Общества истории и древностей российских при Московском университете и редактором «Временника» - специализированного исторического журнала, начавшего издаваться Обществом. И.Д.Беляев три раза избирался его секретарем.

 В 1852 г. И.Д.Беляев пришел на кафедру истории русского законодательства в Московском университете, где в течение 20 лет читал одноименный курс. В 1865 г., после представления докторской диссертации (труд о крестьянах), получил степень доктора гражданского права и стал ординарным профессором. Его перу принадлежат труды по истории русского крестьянства, истории права, хозяйства, быта, военного дела, летописания в России. Придерживаясь славянофильских взглядов, И.Д.Беляев доказывал преобладание в Древней Руси общинного быта как специального продукта творческого славянского духа. Он считал, что община в славянском мире существовала исконно и повсеместно. Его большая заслуга заключалась в том, что он изучал устройство сельской общины на материалах исторических документов. Для сочинений И.Д.Беляева характерно обилие нового материала, впервые введенного им в научный оборот, которым он располагал благодаря постоянной работе в архивах.

Главное его сочинение - докторская диссертация «Крестьяне на Руси». Это самое лучшее и наиболее важное исследование историка. Оно было написано ученым в канун начала отмены крепостного права, в 1860 г. Книга имела не только теоретическое значение, но и повлияла на ход Крестьянской реформы и пользовалась большой популярностью. С 1860 по 1903 г.г. она выдержала четыре издания. 

«Крестьяне на Руси» - это первый в русской историографии систематический труд по истории крестьян со времен Киевской Руси до XVIII века. Занимаясь историей крестьянства, исследователь стремился дать ответы на актуальные вопросы современности. Историк выясняет общественное значение крестьянства начиная с XIV века, отношение крестьян к земле, землевладельцу, правительству и между собою, значение общины; устанавливает, когда и как происходило закрепощение, какие крестьяне прикреплялись к земле, как их статус регулировался законодательством и каким образом законодательство соотносилось с повседневной жизнью и бытовой практикой. Автор рассматривает реакцию крестьян на закрепощение, выразившуюся в побегах и вооруженном протесте. Он оценивал крепостное право как «болезнь русского общества», а его ликвидацию как процесс «постепенного выздоровления», начавшийся с конца XVIII века указами Павла I и продолженный законодательством по крестьянскому вопросу Александра I и Николая I.